4 января – Всемирный день азбуки Брайля. Он отмечается в целях повышения осведомленности людей о значении азбуки Брайля как одного из средств общения для полной реализации прав человека незрячих и слабовидящих людей.

Азбука Брайля – это тактильное соединение буквенных и цифровых символов с помощью шести точек, которые позволяют передать все буквы, цифры и даже музыкальные, математические и научные символы. Она используется незрячими и слабовидящими людьми для чтения книг и периодических изданий, которые печатаются визуальными шрифтами.

По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня в мире насчитывается около 39 млн незрячих людей и около 124 млн человек с плохим зрением. Всем им азбука Брайля жизненно необходима как для общения, так и для получения доступа к информации и образованию. 

Автор азбуки для слепых – Луи Брайль, французский тифлопедагог, создатель рельефно-точечного шрифта для незрячих и слабовидящих людей. Он родился в 1809 г. в семье сапожника во французском городке Кувре. Как пишут биографы, в 3 года мальчик поранил глаза шорным ножом – чем-то наподобие шила – и начал слепнуть. В 5 лет он потерял зрение окончательно.

Родители научили Луи плести бахрому для конской упряжи, шить домашние туфли, пригласили учителя музыки для обучения игре на скрипке. Алфавит он изучал в местной школе при помощи палочек.

В 1819 г., в 10-летнем возрасте, Луи отдали в Парижский государственный институт для слепых детей, где обучали грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Методика преподавания была основана на восприятии информации на слух. Луи был очень способным учеником. Он научился играть на пианино и органе. В 1828 г., когда талантливый юноша окончил учебу, ему предложили остаться в альма-матер в качестве младшего учителя-репетитора.

Во время обучения Луи познакомился с «ночной азбукой», разработанной Шарлем Барбье. Барбье был артиллерийским офицером и разработал азбуку для военных целей – для передачи информации в ночное время. Запись сведений осуществлялась путем прокалывания отверстий в картоне, чтение – путем прикосновений к картону (осязанием).

В 1824 г. (в 15 лет) Брайль разработал рельефно-точечный шрифт для незрячих и слабовидящих людей, который был назван в его честь. Шрифт используется в мире по сей день. Удивительно, но факт: когда начальный вариант шрифта был представлен на рассмотрение совета института, его сочли неудобным… для зрячих преподавателей. И только в 1837 г. по настоянию слепых и слабовидящих людей эксперты снова вернулись к рассмотрению шрифта.

Первой книгой, напечатанной по системе Брайля, была «История Франции» (1837).

Умер Брайль 6 января 1852 г. в Париже и был похоронен в родном городе Кувре. В 1952 г. перезахоронен в Пантеоне (Париж). В доме, где он провел свои детские годы, открыт музей.

Издательство «Народная асвета» выпускает издания шрифтом Брайля – учебные пособия и художественную литературу для незрячих и слабовидящих детей. Редакция по выпуску изданий шрифтом Брайля была создана в 1997 г.

В 2020 г. выпущено 58 томов восьми наименований учебных пособий. Обычное школьное учебное пособие, напечатанное шрифтом Брайля, превращается в солидный семи- или восьмитомник. Создание книги для детей с нарушениями зрения – дело непростое и кропотливое. Редактированием таких книг в издательстве занимается человек, с детства в совершенстве владеющий системой Брайля, – редактор Михаил Кадан.

По словам Михаила Кадана, овладеть азбукой для слабовидящих так же просто (или так же сложно), как научиться читать привычным нам способом. Сам он освоил систему знаков и точек, когда пошел в первый класс. И теперь читает, как обычный зрячий человек: если книга не увлекает, чтение идет медленно, а если сюжет захватывает, то может «проглотить» книгу в один присест. Сложнее всего редактировать учебные пособия по математике: ведь, помимо букв, там множество математических знаков, каждый из которых должен занимать предназначенное ему место.

В 2020 г. в издательстве увидели свет учебные пособия «Человек и мир» для 2 и 3 классов (каждое в 7 томах), «Алгебра» и «Геометрия» для 8 класса (каждое в 8 томах), «Беларуская літаратура» для 8 класса (7 томов), «Русская литература» для 8 класса (7 томов), «География» для 7 класса (7 томов) и «Математика» для 6 класса (7 томов).

Средний тираж учебных пособий, напечатанных шрифтом Брайля, – 27–30 экземпляров каждого тома издания.

Кроме этого, в 2020 г. в издательстве вышли напечатанные шрифтом Брайля книги серии «Школьная библиотека» – всего 14 наименований:

Валентина Осеева «Рассказы и сказки» (1 том)

Галина Трафимова «Азбука юного пассажира» (1 том)

Константин Паустовский «Золотая роза» (5 томов)

Алексей Дорохов «Легкий… Тяжелый… Жидкий…» (1 том)

Алексей Дорохов «Про тебя самого» (2 тома)

Галина Трафимова «О мальчиках и девочках с головы до пят» (1 том)

Галина Трафимова «Зачем крокодил камни глотает» (1 том)

Геннадий Авласенко «Как зверята Никитке правила поведения в лесу объясняли» (1 том)

Н. И. Поречина «Домашняя экономия» (1 том)

Леонид Почивалов «Белые сны Антарктиды» (2 тома)

Виктория Мальт «Кто живет и что растет в пустыне» (1 том)

Евгений Пермяк «Семьсот семьдесят семь мастеров» (1 том)

Л. Кон «Книга о растениях» (1 том)

В декабре 2020 года шрифтом Брайля была издана книга известной писательницы Ирины Токаревой «Беловежская пуща, или Тим в гостях у Деда Мороза» – новогодний подарок детям с нарушениями зрения. В ней мальчик Тим, герой серии увлекательных книжек, который путешествует по разным эпохам и странам, отправляется в Беловежскую пущу и становится помощником Деда Мороза.

Каждая из книг серии «Школьная библиотека» вышла тиражом 25 экземпляров. Такие книги нельзя приобрести в личное пользование: поскольку тираж ограничен, он поступает в библиотеки школ, где обучаются ребята с нарушениями зрения. По одному экземпляру каждой изданной в стране шрифтом Брайля книги поступает в Национальную библиотеку и специальную городскую библиотеку для слепых (Минск, ул. Коммунистическая, 42). 

В этот день мы выражаем огромную признательность сотрудникам редакции по выпуску изданий шрифтом Брайля за их очень важный и непростой труд, за их заботу о детях с ограниченными возможностями, за их добрые сердца. Так держать, коллеги!