Навучэнцы сярэдняй школы № 35 імя М.А.Волкава Гродна ствараюць тактыльныя кнігі для невідушчых і дзяцей са слабым зрокам.

Зыходным пунктам пректа “Убачыць сэрцам” стаў 2017 го­дзе, калі школьнікі ра­зам з педагогам дадатковай адукацыі Дзмітрыем Аляксандравічам Трафімавым наведалі Беларускае таварыства інвалідаў па зроку. Знаёмства са слабавідушчымі дзецьмі падштурхнула навучэнцаў да стварэння тактыльных кніг і дыдактычных дапаможнікаў. Ініцыятыўныя падлеткі аб’ядналіся ў творчую каманду, якая потым стала валанцёрскім атрадам.

— На спецыяльна арганізаванай пляцоўцы “Карпарацыя дабра” ў нас атрымліваецца ствараць кнігі, якія потым правяра­юць невідушчыя валанцёры, — расказала педагог-арганізатар сярэдняй школа № 35 і суаўтар праекта “Убачыць сэрцам” Настасся Пятроўна Ханько. — Пад чулым кіраўніцтвам Дзмітрыя Аляксандравіча дзеці вырабляюць дыдактычныя дапаможнікі і развіццёвыя гульні. Хтосьці выразае ці вышывае, хтосьці склейвае. Тэкст выконваецца шрыфтам Брайля, а затым дубліруецца кірыліцай.

У 2019 годзе праект “Убачыць сэрцам” заняў 2-е месца ў намінацыі “Лепшы інавацыйны праект” на рэспубліканскім конкурсе па арганізацыі шостага школьнага дня.

Праца вельмі карпатлівая, таму ў ёй, як правіла, удзельнічаюць старэйшыя школьнікі. У сукупнасці з дыдактычнымі дапаможнікамі мы падрыхтавалі каля 50 асобнікаў. Кнігі робяцца максімальна якасна і акуратна, таму на стварэнне адной ідзе некалькі месяцаў. Падрыхтаваныя экзэмпляры перадаюцца на бязвыплатнай аснове ў Гродзенскую спецыяльную агульнаадукацыйную школу-інтэрнат для дзяцей з парушэннямі зроку.

Праект “Убачыць сэрцам” працягвае развівацца. У 2021 годзе ён стаў лаўрэатам конкурсу “Галасы маладых за ўстойлівае развіццё”, а ў 2022-м быў адзначаны адкрытай Усерасійскай грамадска-дзяржаўнай ініцыятывай “Гарачае сэрца”, пасля чаго валанцёрскі атрад сярэдняй школы № 35 імя М.А.Волкава занеслі ў ганаровую кнігу.

— Наш праект унікальны, таму што тактыльныя кнігі — адзінкавы тавар, — дадала Настасся Пятроўна. — Дзякуючы падрыхтаваным дапаможнікам у дзяцей з парушэннямі зроку з’яўляецца дадатковая магчымасць вывучаць навакольны свет. Навучэнцам таксама падабаецца валанцёрская дзейнасць. Яны дапамагаюць іншым, адчуваюць сябе патрэбнымі і важнымі для грамадства.

Матэрыялы Дзмітрыя АРХІПЕНКІ.

 

О продукции "Белкартографии" для незрячих и слабовидящих людей

В прошлом году предприятие "Белкартография" приступило к новому направлению деятельности - тактильной картографии. Это создание картографической продукции для незрячих и слабовидящих людей. О том, как происходит этот процесс, где будет использоваться данная продукция, каковы перспективы по ее дальнейшему применению, рассказала корреспонденту БЕЛТА директор РУП "Белкартография" Инна Шлык. 

"Ранее тактильная картография в Беларуси не развивалась, не существует научных разработок по данному направлению. Тактильные и тифлографические карты становятся все более востребованными, так как помогают преодолевать информационные барьеры для тех, кто не может видеть. Эти карты нужны в первую очередь образовательным учреждениям, так как они играют важную роль в обучении и социальной адаптации незрячих и слабовидящих граждан", - сказала Инна Шлык. 

 

Создание такого вида продукции - сложный процесс, требующий глубокой проработки и изучения мирового опыта, разработки и определения методики изготовления тактильных карт с применением современных технологий и новых материалов, подготовки специалистов с учетом международного опыта развития и исследований современного состояния тактильной картографии. 

По словам директора, в Российской Федерации разработкой методик и созданием тактильных карт занимаются лаборатория картографии Института географии РАН, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, издательства "Логосвос" и "Репро". Существует и мировой опыт по созданию данного вида продукции. 

 

"На сегодняшний день не существует стандартов и общих редакционных документов, в соответствии с которыми должны составляться такие карты. Сложность заключается еще и в различных технологических процессах, которые применяются в настоящее время при создании тактильных карт (печать на микрокапсульной бумаге), и в тифлографике - изготовление карт на пластике, получаемом в процессе вакуумного термоформирования. Добавились и новые способы - быстро затвердевающие лаки (печать на УФ-принтерах), устройства по теснению бумаги и 3D-принтеры", - рассказала Инна Шлык. 

Руководитель "Белкартографии" сообщила, что с учетом анализа используемых методик и технологий было принято решение о покупке ультрафиолетового планшетного принтера (УФ-принтера) и устройства для микрокапсулирования (устройства для печати тактильной графики PIAF) для отработки методики и создания тактильной картографической продукции. Государственным комитетом по имуществу из ивестиционного фонда была профинансирована покупка УФ-принтера. 

 

В настоящее время на предприятии ведутся работы по разработке и изготовлению рельефно-графических пособий с использованием двух методов: печать на микрокапсульной рельефообразующей бумаге и УФ-отверждаемыми чернилами. В дальнейшем возможно использование (при больших объемах) метода термоформования на пластике с совмещением цветной печати на бумаге и их наложения. 

Как отметила Инна Шлык, в "Белкартографии" разработаны технические условия по созданию рельефно-графических пособий для инвалидов по зрению. "Уже созданы экспериментальные произведения: тактильная карта "Республика Беларусь. Физическая карта", масштаба 1:1 500 000, схема "Планеты солнечной системы", ведутся работы по изготовлению других произведений. Названные пособия прошли адаптацию в Минской специальной общеобразовательной школе №188 для детей с нарушением зрения, где им была дана положительная оценка", - поделилась она. 

 

Также директор акцентировала внимание на необходимости изготовления тактильной картографической продукции и обеспечения ею учебных заведений Беларуси. Это поможет в создании безбарьерной среды для учащихся с ограниченными возможностями по зрению. "В частности, в учебных общеобразовательных и дошкольных заведениях за прошлый год было зарегистрировано 2852 человека с ограниченными возможностями по зрению, из них 569 человек в школах-интернатах", - добавила Инна Шлык. 

В этом году запланированы работы по разработке и адаптации атласа для 4-го класса "Чалавек і свет. Мая Радзіма - Беларусь" для незрячих и слабовидящих детей. 

Также ведется проработка вопроса о включении этих позиций в тематический план подготовки и издания учебных картографических пособий для учреждений общего среднего, специального и высшего образования, чтобы создать равные условия для учащихся с ограничением по зрению. "К работе будут привлечены тифлопедагоги, адаптация будет проходить в Минске, в специальной общеобразовательной школе №188 для детей с нарушением зрения", - сообщила директор.

 

По материалам https://nastgaz.by/, https://www.belta.by/.

 

Издательство "Народная асвета" на протяжении 26 лет издает учебные пособия и художественную литературу для детей шрифтом по системе Брайля.

 

Эхо зелёного леса. Рассказы и сказки о природе

 Яронимас Лауцюс, Эдуард Шим

Издание по Брайлю. Школьная библиотека. Для детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.

 

 

История Беларуси, 8 класс

 С. В. Панов, С. В. Морозова, В. А. Сосно

Издание по Брайлю. Учебное пособие для 8 класса специальных общеобразовательных школ для детей с нарушениями зрения в 6 книгах.

 

 

 

Человек и мир

Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов

Издание по Брайлю. Учебное пособие для 3 класса специальных общеобразовательных школ для детей с нарушениями зрения в 7 книгах. Книга 1.