Почему детям нельзя запрещать сидеть в гаджетах. Мнение врача-психотерапевта

Заведующая лабораторией медицинской экспертизы и реабилитации при психических и поведенческих расстройствах Татьяна Емельянцева рассказала корреспонденту БЕЛТА, почему детям не стоит полностью запрещать гаджеты. 

"Гаджет - это игра, удовольствие. Это та жизнь, которая тебе нравится. Рост всяческих расстройств, которые диагностируются в последнее время, связан с тем, что человек выпадает из реальности. Почему в сельской местности этого в разы меньше? Потому что там общение с природой, режим дня. Нельзя запретить ребенку сидеть в гаджете, потому что ему будет обидно, что у всех он есть, а у него нет. Нужно найти золотую середину. Телефон или компьютер должен быть умеренно в жизни ребенка. Как вознаграждение. Сделал уроки - можешь поиграть", - рассказала Татьяна Емельянцева. 

Количество времени, которое ребенку можно проводить в телефоне или компьютере, зависит от возраста и типа нервной системы. "В среднем семилетнему ребенку достаточно одного часа в день. Лучше как поощрение того, что он выполнил свои обязанности", - добавила она. 

На вопрос, можно ли читать переписки в телефоне, психотерапевт ответила, что родители должны контролировать переписку, но делать это деликатно, чтобы сам ребенок об этом не знал. "Можно испортить отношения с подростком, если вы нарушаете его личное пространство. Это искусство - контролировать, быть рядом, но не мешать. Это может восприниматься ребенком как агрессия и, естественно, вызывать в ответ агрессию", - подчеркнула Татьяна Емельянцева.

 

Можно ли детям пользоваться контактными линзами, и какие гаджеты самые опасные для зрения

Сегодня нередко можно увидеть в очках даже малыша. И если раньше в плохом зрении винили любовь к чтению, то сейчас причины в ином. О современных гаджетах, коррекции зрения и пользе витаминов корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала детский врач-офтальмолог Елена Макаревич.

Опасные гаджеты

— Елена Сергеевна, что негативно влияет на зрение детей?

— Напряженная зрительная работа на близком расстоянии, чрезмерное увлечение смартфонами, снижение двигательной активности, ослабление организма.

— «Было все хорошо, пошел в школу, посадили на последнюю парту — зрение упало», — говорят родители. Они правы?

— Рассадка в классе должна быть по росту. Чем дальше парта, тем лучше. Это и есть гимнастика для глаз (даль — близь). Не последняя парта в школе виновата в снижении зрения у ребенка, а тесная дружба с гаджетами, низкая физическая активность, нарушение осанки и неправильное освещение рабочего места.

— Но оградить детей от гаджетов невозможно. Как минимизировать их вред?

— Хорошо, если гаджеты используются для дела: телефон — для связи, компьютер — для поиска полезной учебной информации, а планшет — для просмотра развивающих программ. Конечно, это в идеале. Но родители должны помнить: не столько опасен электронный прибор, сколько время работы с ним. Важно дозировать нагрузки на близком расстоянии. Ребенок должен делать перерывы между пользованием устройствами, как в школе: урок — перемена.

— Какие гаджеты самые опасные для зрения?

— Чем меньше экран, тем большее напряжение он оказывает на глаза. Для зрения хуже всего смартфон, наиболее безвредный — телевизор. Компьютер и планшет по степени вредности стоят между телевизором и мобильным телефоном.

дети телефон
Фото Depositphotos

Линзы или очки?

— Родители порой не настаивают на ношении очков, хотя доктор и прописал их ребенку.

— У некоторых деток дальнозоркость выше возрастной нормы, тогда необходима обязательная коррекция очками. Вот тут и начинается борьба с мамами за надевание очков. Слышу аргументы: неудобно, рано, может, само пройдет. В данном случае очки помогут ребенку нормально развиваться. Он видит все размыто, и тот участок коры головного мозга, который отвечает за зрительное восприятие, не сможет полноценно функционировать — будет постоянно получать стертую, нечеткую, неверную информацию.

Кроме того, если вовремя не откорректировать дальнозоркость, у ребенка могут развиться косоглазие и амблиопия, а их лечить значительно сложнее. Те родители, которые сразу соглашаются на очки при диагнозе «гиперметропия выше возрастной нормы», довольно скоро отмечают положительный результат. Уже через три месяца на приеме я слышу, что даже за этот срок ребенок поменялся — стал менее раздражительным, появился интерес к просмотру книг, рисованию, лепке. Становится понятно, что малыш все видел мутно.

При миопии у школьников очки — это прежде всего удобство в учебе. Если вовремя их не надеть, зрение будет снижаться более высокими темпами.

— Можно ли детям пользоваться контактными линзами?

— Конечно. Ребята с большей охотой на них соглашаются, хотя очкариками и профессорами сегодня не дразнят, наоборот, сейчас носить очки модно. Единственное, я бы порекомендовала однодневные линзы — это удобнее и гигиеничнее.

Новым и перспективным методом коррекции близорукости и астигматизма можно считать ортокератологические линзы (их также называют жесткими или ночными). Суть метода в том, что их надевают на ночь, предварительно закапав капли. Под влиянием линзы в это время незначительно меняется роговица, и с утра человек может видеть ясно и четко. Но каждую ночь нужно повторять процедуру. Многим нравится такой метод коррекции, однако использовать его нужно под четким наблюдением врача и контролируя состояние роговицы. Стоит понимать: в случае с близорукостью важно как минимум затормозить проблему. Поэтому стоит раз в полгода-год посещать доктора и следить за сетчаткой.

Профосмотр обязателен

— Кстати, о посещениях офтальмолога. Необходимо ли здоровому человеку без жалоб проходить профосмотр?

— Не нужно пренебрегать визитами к врачу, даже если вам кажется, что все в порядке. Часто слышу от родителей: «Ребенок прекрасно видит, вон, поднимает крошки с пола, показывает пальчиком на самолет в небе — какие могут быть проблемы?» Однако именно профосмотры малыша в месяц, полгода, год и далее ежегодно могут выявить проблему на ранней стадии и успешно скорректировать. Формирование глазного яблока полностью заканчивается лишь к завершению роста организма. И в любой точке пути могут случиться поломки, аномалии рефракции.

— Можно ли восстановить зрение до нормы с помощью зрительной гимнастики и витаминов?

— Гимнастика, витамины или иные методы могут помочь, только если речь идет о ложной близорукости, проще говоря, о переутомлении глаза. Мое мнение: если проблема есть, поддерживающие средства вместо очков эффекта не дадут. Гимнастика важна лишь для укрепления мышц и улучшения кровообращения.

— Существуют ли заболевания, напрямую не связанные с глазами?

— Резкое снижение зрения, внезапно возникшее косоглазие, двоение могут указывать на опухоль головного мозга. Если происходит гибель зрительного нерва, врачи должны понять, на каком уровне идет воздействие. Для этого отправляют к рентгенологу на МРТ. Ухудшение зрения может указывать и на заболевания, связанные с эндокринной системой: аутоиммунные, проблемы со щитовидной железой, опухоль гипофиза. Поэтому не пренебрегайте визитами к офтальмологу.

 

По материалам https://www.belta.by/, https://minsknews.by/.

 

«Народная асвета» рекомендует: 

 

Обучение детей основам создания компьютерных игр на языке программирования Scratch, 5-6 классы

О.Е. Елисеева 

Современные дети любят играть в компьютерные игры. Запретить это невозможно, но, как показала практика, достаточно несложно увлечь учащихся процессом создания компьютерной игры и при этом получить положительные результаты. Пособие адресовано учителям информатики для проведения факультативных занятий, а также родителям, готовым познакомить своего ребенка с компьютером как с профессиональным инструментом, с помощью которого можно постичь основы разных специальностей: программист, дизайнер, иллюстратор, сценарист, звукорежиссер и др. Занимаясь разработкой компьютерных игр на основе материалов пособия, учащиеся научатся творчески и алгоритмически мыслить, создавать анимацию и компьютерные игры с помощью среды визуального программирования Scratch, сделают первые шаги в выборе современной ИТ-профессии.  Издание доступно в электронном варианте в приложении "Школа в кармане".

 11.66 руб.

 

Развивающее дифференцированное интернет-обучение детей дошкольного возраста

 М.С. Долинский

Книга посвящена вопросам интернет-обучения детей дошкольного возраста на основе дистанционной системы обучения DL.GSU.BY. Курс "Учимся думать" впервые апробирован в 2008/2009 учебном году. В настоящее время его преподавание осуществляется в г. Гомеле. Издание доступно в электронном варианте в приложении "Школа в кармане".

14.23 руб.

 

Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности

 В. Ю. Арчаков

В пособии рассматриваются концептуальные подходы к информационной безопасности в Республике Беларусь, вопросы ее правового обеспечения в нашей стране и за рубежом, а также современные технологии средств массовой коммуникации в контексте рисков национальной безопасности.

Актуализирована проблема деструктивного информационного воздействия на подрастающее поколение, описаны условия формирования информационной культуры учащихся.

Пособие адресуется педагогам учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования.

22.08 руб.