Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


Международный конкурс артистов балета в Москве. На него были поданы 343 заявки из 33 стран, для участия в первом туре отобраны 112 участников, в том числе два конкурсанта из Беларуси: Роман Гуделев и Анастасия Ярмош. Они соревнуются в младшей (до 18 лет) группе. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Их педагог заслуженная артистка Беларуси Марина Вежновец говорит, что сама участвовать в таком конкурсе не смогла бы.

— Не знаю, насколько нужно быть психологически спокойным человеком, чтобы выйти и показать вариацию, потому что очень трудно справиться с эмоциями. Конкурс — это на других посмотреть и себя показать, это экзамен для себя. Когда они были маленькие, им было проще, потому что у детей все проще. Тем не менее наши ребята показывают хорошие результаты, поэтому только удача нужна.

Во время выступления Романа Гуделева неоднократно раздавались возгласы «Браво!». А публика в зале Новой сцены Большого театра, на которой проходит конкурс, с одной стороны, самая доброжелательная — в основном это родители и педагоги, а с другой — взыскательная — балетные критики. Услышать «Браво!» от такой аудитории дорогого стоит. Китри в исполнении Анастасии Ярмош вызвала шквал аплодисментов.

— Какой характер! — шептались в зале.

После выступления я спросила у Романа, доволен ли он своим выступлением. Он улыбнулся и покачал головой: артисты редко бывают собой довольны, а Роман и Анастасия, несмотря на юный возраст, уже артисты.

Перед началом конкурса сопредседатель жюри первого тура, художественный руководитель Большого театра Беларуси Валентин Елизарьев сказал:

— Это очень хороший смотр творческой молодежи мирового уровня. Я лучших конкурсов не знаю. Но есть конкурсные люди, а есть не конкурсные. Не конкурсные — не значит плохие. У них есть своя ниша — это деми-классики, деми-гротески, они театру нужны как воздух. Но есть конкурсные правила. Как правило, нужно показывать номера из наследия наших великих предков, и во многих конкурсах есть тур современной хореографии. Я считаю, что на московском конкурсе самая сложная программа, и пройти все этапы не каждому удается.

Белорусским участникам Роману Гуделеву и Анастасии Ярмош пока удается: они вышли во второй тур, который состоится 7 и 8 июня.

Инесса Плескачевская, фото автора

Источник: Минск-Новости

 

ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Как готовят артистов балета в хореографической гимназии-колледже

В коридоре этого учебного заведения слышен «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик», а учащиеся, проплывая мимо, опускаются исключительно с носка на пятку и непременно здороваются с каждым, кого встречают. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж — единственное в нашей стране учреждение образования, где готовят артистов балета.

— В Год исторической памяти мы не можем не коснуться исторической вехи, — начинает разговор директор Зория Дусенко. — Представьте, 1945 год, Минск в руинах. Но уцелело здание Большого театра, и указом Совета народных комиссаров в 1945-м было создано хореографическое училище, которое потом переименовали в колледж, а ныне это гимназия-колледж.

Поиск талантов

— К вам поступают ребята после 4-го класса. Есть ли конкурс?

— Да, ежегодно мы проводим конкурсный отбор среди школьников по всей Беларуси. Главное — природные данные и чтобы ребенок слышал музыку. Наряду с общеобразовательными предметами учащиеся изучают специальные дисциплины: классический, характерный, историко-бытовой, дуэтно-классический и современный танец, мастерство актера, историю хореографии, а также костюма и сценического оформления танца, психологию и педагогику. Каждый ребенок персонально обучается по классу игры на фортепиано.

Становление артиста балета занимает 8 лет. Обучение ведется по специальности «Хореографическое искусство» по направлению «Классический танец». Выпускникам присваивается квалификация «артист; учитель; руководитель творческого коллектива».

Наши ребята обязательно проходят сценическую практику: они заняты во многих репертуарных спектаклях Большого театра Беларуси. Кроме того, у нас есть свой учебный театр, где мы проводим концерты, реализуем различные проекты и акции.

Практически вся труппа Театра оперы и балета состоит из наших воспитанников. Кроме Большого выпускники распределяются в балетную труппу Музыкального театра, ансамбль «Хорошки», хореографическую труппу Академического ансамбля песни и танца Вооруженных Сил и Национального академического народного хора Республики Беларусь им. Г. И. Цитовича.

Звучит гордо

— Без поистине талантливых педагогов такую подготовку осуществить невозможно…

— У нас трудятся мастера, которые не просто приходят на работу, а всю свою жизнь посвящают высокой миссии служения отечественной педагогике балета. Многие из них сами учились в нашем колледже, достигли творческих высот, а закончив профессиональную артистическую деятельность, вернулись в альма-матер преподавателями. О педагогах вообще можно создать целую поэму и подписать «Великие среди нас». Сегодня в колледже работают выдающиеся наставники, которые воспитали не одно поколение артистов балета. Вклад каждого из них в становление личности воспитанника неповторим. Клара Малышева, Нина Давыденко, Сергей Пестехин, Вениамин Захаров, Лариса Медведева-Шумская, Александр Фурман, Жанна Лебедева, Нина Дьяченко… Продолжать можно долго.

— А кого отметите из своих воспитанников?

— Наши выпускники разлетелись по всему миру и теперь за границей создают имидж отечественной педагогики балета. Большой театр России, Мариинский, Венская опера…

Хорошая материальная база, высокий уровень профессиональной подготовки привлекают к нам на обучение иностранцев. В гимназии-колледже занимаются ребята из Японии, России, Украины, а в прошлые годы — из Швеции, США, Франции, Италии.

Некоторые наши воспитанники сегодня успешно сочетают артистическую и преподавательскую деятельность. Это Олег Еромкин, Марина Вежновец, Антон Кравченко, Людмила Кудрявцева.

Колледж гордится своими выпускниками. Среди них народные артисты Игорь Колб, Игорь Артамонов, Людмила Бржозовская, Ирина Еромкина, Константин Кузнецов, Юрий Троян, Ольга Гайко.

От Евы до Джулии

Одна из ярких танцовщиц в истории Большого театра Беларуси, обладательница медали Франциска Скорины Ольга Лаппо сегодня ведущий педагог колледжа, преподает классический танец. Не так давно она отметила 75-летний юбилей и 55 лет семейной жизни с народным артистом Беларуси Виктором Саркисьяном.

Ольга Александровна вспоминает, как в хореографическое училище ее когда-то привела старшая сестра. Та очень любила балет и приучала к нему младшую сестренку.

После зачисления Ольга попала к преподавателю Нине Млодзинской. Она неизменно повторяла, что балет — элитный вид искусства, который был привнесен в массы из французского королевского дворца. А значит, манеры и культура будущих танцовщиц должны этому соответствовать.

— Много на моем веку было выдающихся педагогов, которые передавали нам свои знания. Именно благодаря им мы напитывались балетным духом. А теперь передаем эстафету дальше, — говорит педагог.

— Зачем артисту балета изучать французский язык и брать уроки игры на фортепиано?

— Вся балетная терминология — на французском, причем ее читают во всем мире. Когда работала в Китае и Сирии, называла движение, и ученики понимали, чего я от них хочу. А фортепиано… Без музыки и ее чувствования в нашей профессии нельзя. Артист не только должен уметь двигаться в такт мелодии, но и понимать ее. Мы не просто стоим на пуантах и делаем пируэты или арабески, а создаем образ, будь то Ева («Сотворение мира»), Аврора («Спящая красавица») или Джулия («Альпийская баллада»). Это совершенно разные характеры, которые мне приходилось танцевать, и артист должен уметь передать их энергетику зрителю, рассказать о них.

Притягательная красота

— Не получается ли так, что артист балета живет в прекрасном сценическом мире, а к реальной жизни не приспособлен?

— Я бы так не сказала. Многие из балетных артистов дома своими руками построили или успешно занимаются огородничеством. Мы все умеем, я даже водопровод могу сама починить (улыбается).

— Ольга Александровна, понимаю, что у вас было много учеников, но кого из них можете отметить?

— Это заслуженная артистка Беларуси Екатерина Олейник, ведущая солистка труппы Театра балета Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге Алина Петровская, ведущая балерина Музыкального театра Елена Германович, солистка труппы Театра современной хореографии «D.O.Z.S.K.I» Елена Подольская, Вероника Овчинникова, которая работает в труппе Большого театра Беларуси…

— Любой ли способен понять высокое балетное искусство?

— Да, если оно настоящее. Много лет назад мой брат, который всю жизнь занимался лесом, впервые попал в Оперный театр: я позвала его на спектакль «Сотворение мира». И что вы думаете: в конце у него потекли слезы. Он понял и почувствовал то, что артист хотел донести со сцены. Красота видна любому. И она притягательна.

Справочно

Коллектив колледжа имеет диплом лауреата специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства.

Марина Леошко, фото Тамары Хамицевич

Источник: Минск-Новости

 

Еще материалы рубрики:

ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Каким востребованным специальностям обучают в строительном лицее № 12

ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Можно ли создать произведение искусства из строительной штукатурки

ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Чачоха, тыквенные, сырные: готовим блины вместе с учащимися колледжа кулинарии

ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Репортаж из столичного колледжа кулинарии

ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Побывали в колледже электроники, где обучают востребованным сейчас профессиям

 

«Народная асвета» рекомендует:

Классический танец

В. В. Лысенкова

В книге излагаются основные принципы изучения базовых движений классического танца. Издание включает лекционные занятия и практический раздел изучаемых движений, а также словарь терминов и список литературы по предмету.
Учебное пособие адресовано студентам и преподавателям высших и средних специальных учебных заведений в области хореографического искусства.

50.52 руб.