Насколько сильно различие военной подготовки учащихся в СССР и в современных школах, вместе к корреспондентом агентства «Минск-Новости» сравнил преподаватель Центра допризывной подготовки Центрального района Игорь Беденко.

Было время

— Материальная база в начале 1990-х, когда я пришел работать в школу военруком, была на высоте, — обращает внимание собеседник. — В каждой школе оборудовали кабинет начальной военной подготовки. В отдельной комнате хранились малокалиберные винтовки (минимум 5 штук) и патроны к ним, учебные автоматы, мины и боеприпасы. Занятия по огневой подготовке и соревнования по стрельбе проводились в школьных тирах. Старшеклассники в июне отправлялись на двухнедельные сборы. В воинской части они жили в казарме, им выдавали форму. Что интересно, юноши выполняли стрельбы на полигоне из настоящего автомата Калашникова! Увы, теперь этого нет.

Требования к обучению ребят и девчат были настолько жесткими, что военрука за плохую успеваемость учащихся могли запросто уволить с работы. И такое случалось. С развалом Советского Союза надобность в военруках, к сожалению, отпала.

Нужный предмет

Сегодня в каждом районе Минска действуют центры допризывной подготовки. Знания и навыки, приобретенные парнями в ходе пусть даже не столь продолжительного обучения, помогают молодым людям в дальнейшей армейской службе и в целом в жизни.

— Будущим солдатам надо готовиться к армии: посещать спортзал, заниматься бегом, больше отжиматься, подтягиваться на перекладине… А еще приучать себя к самостоятельной жизни: заправлять за собой кровать, стирать личные вещи. Ведь в армии мамы и бабушки не помогут, — советует подполковник запаса.

На обучение в центре отводится шесть дней. Сначала своего рода презентация: ребятам рассказывают, что такое плац, казарма, для чего нужен дневальный, круглосуточный наряд… Вкратце знакомят школьников с общевоинскими уставами.

— Старшеклассники часто спрашивают: «Что такое дедовщина?» — продолжает собеседник. — В шутку отвечаю, мол, когда приходите в армию, вас встречают деды с бородой, в шапках-ушанках и кирзовых сапогах. Они смеются, говорят, что неправда все это. Тогда уже серьезно начинаю объяснять, что дедовщиной страдала советская армия. В современной белоруской армии с ней разобрались быстро. И если где-то случаются неуставные взаимоотношения, то это скорее исключение из правил, нежели обыденность.

О героизме и мужестве

Для десятиклассников Игорь Беденко организует походы в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны.

— Стыдно не знать имена героев, — считает преподаватель допризывной подготовки. — К примеру, многие школьники слышали, что в столице есть улица Жудро. Но кто такой Василий Жудро, не знают, как не знают и другого известного подпольщика — Исая Казинца. Я сам интересуюсь историей и советую учащимся читать больше литературы, хотя сегодня много полезной информации можно найти в интернете. Главное, чтобы источники были достоверными.

С прикладным уклоном

Игорь Беденко не только преподает предмет, но и привносит в обучение что-то новое.

— На первом занятии хорошо если из 20 парней двое правильно назовут мое звание, — улыбается офицер. — А ведь в процессе учебы они должны изучить как таблицу умножения все воинские звания и знаки различия, после чего обязаны сдать зачет. «Но как все это запомнить школьнику?» — подумал я и смастерил в помощь ребятам стенд.

В начале июня старшеклассники по традиции отправляются на учебно-полевые сборы в одну из воинских частей. Там уже теория подкрепляется практикой. Много нового и интересного мальчишки узнают от военных. Игорь Беденко и здесь находит, чем удивить ребят. Приносит на сборы вещмешок, в котором есть и компас, и специальные спички, и огниво, и множество других вещей, с помощью которых можно выживать в экстремальных условиях. Кто хотя бы раз побывал на таких занятиях, потерявшись в лесу, не пропадет.

Фото Сергея Пожоги

ИГОРЬ ГОЛОД

Источник: Минск-Новости