Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


Подобно своим старшим коллегам, перед выходом на сцену они переодеваются,  гримируются и, что называется, входят в образ. Сегодня в без малого двух десятках спектаклей Большого театра Беларуси заняты юные артисты из основанного здесь на исходе 1980-х детского музыкального театра-студии. 

Петь не по-детски

…Хор марширующих мальчишек — бесспорно, одна из ярких жемчужин в щедрой россыпи чудесных мелодий, созданных вдохновенной фантазией Жоржа Бизе для его шедевральной «Кармен». Не секрет, что композиторы, либреттисты, оперные и балетные режиссеры-постановщики нередко предусматривают выход на сцену юных исполнителей. Вот и маленькие артисты из музыкального театра-студии участвуют в мимансе, а еще чаще поют в составе детского хора в той же «Кармен», «Пиковой даме», «Тоске», «Богеме», помогают созданию уникальной тембровой краски и особой звуковой атмосферы в балетах «Сотворение мира», «Эсмеральда», «Кармина Бурана», «Щелкунчик» и иже с ними.

Наконец, в детских оперных постановках «Пиноккио» и «Кошкин дом» талантливые  студийцы и вовсе исполняют ключевые партии. В целом же, очень важными для них являются хоровые занятия, универсальная практика, позволяющая не только обучить пению, добиться слаженного звучания и чистого интонирования, но и воспитать музыкальную культуру, чувство ансамбля и приобщить к театральной жизни. 

С юными артистами занимаются опытные режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, которые учат своих подопечных правильно держаться на сцене, танцевать, проводят актерские тренинги, знакомят с лучшими образцами оперной классики и произведениями современных композиторов, развивают их вокальные способности. Около 30 лет студией руководит Елена Неронская. Она рассказывает:  

— Сейчас у нас 62 воспитанника в возрасте от 7 до 15—16 лет. Студия изначально создавалась как хоровая и оперная, даже в балетах наши дети исполняют исключительно вокальный материал. 

Набор проводится осенью, в сентябре. К нам целенаправленно приходят и прослушиваются в первую очередь оперно-­ориентированные, скажем так, мальчики и девочки, многие учатся в республиканской гимназии-колледже при Академии музыки, Гимназии-колледже имени Ахремчика, 10-й музыкальной школе и т.д. Хотя есть, конечно, и обычные дети. 

Мы практически не принимаем тех, кто не знает нотной грамоты и не имеет определенной музыкальной подготовки, поскольку материал большой и непростой. 

И это не те песни, которые можно петь себе в удовольствие, а большая и серьезная работа. 19 спектаклей в репертуаре — это не шутка. 

Думаю, для детей очень престижно петь на главной сцене страны, и они, и родители этим гордятся, рассказывают родственникам и знакомым, выкладывают фотографии в соцсетях и т. п. Но далеко не каждый готов трижды в неделю, а то и чаще, приводить свое чадо сюда на занятия, репетиции, спектакли. С кем-то приходится быстро расставаться…

Кумиры и поклонники 

— На что вы обращаете внимание в первую очередь, принимая ребенка в студию?  

— Авторитетная комиссия обязательно оценивает, насколько у ребенка хороший, чистый голос, слух, чувство ритма, интонирование. Но поскольку мы все мамы и понимаем, что раскрыться и не растеряться сразу могут не все и не всегда, то в виде аванса иногда предупреждаем родителей о повторном прослушивании через месяц. Да и кому-то из детей оперный театр, как выясняется, совсем неинтересен. И потому уже после первого месяца посещения и ­обучения понятно, будет ли ребенок ходить дальше. 

— Голоса у детей, как известно, ломаются…

— Поэтому мальчики, которые приходят к нам, скажем, в 7 или 8 лет, в определенном возрасте тоже вынуждены расставаться со студией. Но опять же это происходит по-разному, у кого-то в 14, у кого-то в 12 лет. Очень популярный у молодежи Тима Белорусских, а тогда просто Тимоша Морозов, тоже у нас занимался. Вот у него мутация началась, наверное, когда ему не было еще и 9 лет. Хотя в мюзикле «Питер Пэн» мальчика готовили на главную роль, он выучил партию, прекрасно пел ее летом. А в сентябре пришел и выяснилось, что голос уже не тот.

Для детей очень престижно петь на главной сцене страны, и они, и родители этим гордятся, рассказывают родственникам и знакомым, выкладывают фотографии в соцсетях и т. п. Но далеко не каждый готов трижды в неделю, а то и чаще, приводить свое чадо сюда на занятия, репетиции, спектакли.

Все очень индивидуально. У девочек мутация проходит мягче, когда они постарше, и, по-моему, не так заметно. А с мальчиками, конечно, сложнее.  

Наши студийцы нередко участвуют и побеждают в разных, в том числе международных, конкурсах. Среди выпускников многие стали хорошими музыкантами и работают в театрах Беларуси, в том числе в нашем Большом, и в других странах. Известный белорусский шоумен и исполнитель Иван Вабищевич, он же Дядя Ваня, занимался у нас. Популярный российский композитор, продюсер, певец, актер Глеб Матвейчук — тоже, и он не раз об этом вспоминал. А Таня Гаврилова, например, в студии пела в детских спектаклях, потом стала там концертмейстером, а сейчас она солистка оперной группы в Большом театре. 

Маленькие артисты

Перед спектаклем «Царская невеста», в котором обладательница великолепного сопрано Татьяна Гаврилова исполняет партию Марфы, мы беседуем в ее гримерке. Лауреат многочисленных международных конкурсов вспоминает: 

— В детском театре-студии изначально работала хормейстером мой педагог Алла Мазурова, у которой я училась в музыкальном лицее при консерватории и пела в хоре. Мы очень дружили, и она, зная, что у меня хороший голос, посоветовала позаниматься в студии. Тем паче, мне всегда очень нравился Большой театр, мама была театралкой и часто водила меня сюда на спектакли.

Мы жили неподалеку, и я, конечно, мечтала, что когда-нибудь буду здесь выступать. И, наверное, лет в 13 или 14 пришла в студию. Занималась с удовольствием, пела в хоре, а в мюзикле «Питер Пэн» даже исполняла заглавную партию как травести. И, конечно, мы выходили на сцену во всех спектаклях, где требовалось участие детей, — в «Кармен», «Щелкунчике», «Сотворении мира»…       

В 18 лет я со студией простилась. Однако после окончания лицея приняла предложение вернуться в нее уже в качестве концертмейстера, благо, меня прекрасно помнили, знали и любили. Поработала лет семь, причем с большим удовольствием, весь процесс становления спектаклей проходил на моих глазах, и, конечно, для меня это было счастьем. Многие мои ровесники-студийцы и те, кого довелось учить мне самой, тоже связали впоследствии свою жизнь с музыкой и театральным искусством. Сходу могу вспомнить, разумеется, Глеба Матвейчука, это очень яркая фигура. 

Не так известен Роман Фирстов, хотя тоже заслуживает теплых слов. Чудесный мальчик, к слову, сын Натальи Костенко, сопрано, которая была здесь примой и впоследствии уехала в Германию. Рома тоже солировал в «Питере Пэне» в роли капитана Крюка, а сегодня он замечательный гобоист. Считаю, детский театр-студия — неотъемлемая и прекрасная часть Большого театра Беларуси. Детки получают начальное театральное образование, я бы сказала, развиваются, влюбляясь в искусство. Это важно и для них самих, и для  родителей… Я, когда стала мамой, тоже привела в студию свою дочку, она ходила туда несколько лет. Соня всегда с любовью вспоминает все, что с ней когда-то здесь происходило.  

Спектакль уже идет, но детям выходить на сцену еще рано, и мы успеваем немного пообщаться. Десятилетний Даниил Лаптев, пятиклассник из средней школы № 133, учится играть на фортепиано в 9-й музыкальной школе. А еще самостоятельно осваивает гитару, мечтая в будущем аккомпанировать себе и петь песни, которые сам сочиняет. На три года раньше него пришла в студию старшая сестра Настя, и с минувшего сентября Даник пошел по ее стопам. 

В той же «Царской невесте” ему доверено, облачившись в живописные лохмотья, изображать маленького нищего и выпрашивать подаяние, вместо денежки получая от монахов конфеты, которые после спектакля можно съесть… 

А вот его сверстнику и будущему скрипачу Леше Ятковскому отведена, наоборот, роль богатенького мальчика, раздающего милостыню, и в студию он ходит уже 4-й год. Заняты в этом же спектакле (и не только, разумеется, в нем) две Лизы —  Литвинович и Яскевич, Софья Кулагина и другие девочки, у каждой из которых тоже своя история и свои увлечения. 

Объединяет всех детей любовь к театру и сцене, за каждый выход на которую, к слову, законно полагается еще и небольшое вознаграждение. Кем они станут в будущем, говорить пока рано, но «студийное» прошлое, уверен, оставит яркий след в их биографиях и душах.  

Владимир ПИСАРЕВ, Настаўніцкая газета

 

«Народная асвета» рекомендует:

Классический танец

В. В. Лысенкова

В книге излагаются основные принципы изучения базовых движений классического танца. Издание включает лекционные занятия и практический раздел изучаемых движений, а также словарь терминов и список литературы по предмету.
Учебное пособие адресовано студентам и преподавателям высших и средних специальных учебных заведений в области хореографического искусства.

50.52 руб.

 

Как Панда Бо цвета искал

А. В. Хоменок

Медвежонок Панда Бо живёт в чёрно-белом Бамбуковом городке. Он играет на флейте в театре и грустит от того, что похож на всё вокруг, такое же чёрно-белое, как и он сам. Бо мечтает раскрасить Бамбуковый городок и отправляется на поиски красок. Ему помогает Клювик — яркая птичка, которая сочиняет стихи и знает всё-всё о цветах. Смогут ли друзья сделать Бамбуковый городок разноцветным?
Это больше, чем история о необычном приключении. Это книга о смелости следовать за мечтой. Отправляйся вместе с героями в цветное путешествие!

Художник Анастасия Гайдук.

 13.31 руб.