Фото пресс-службы Министерства труда и соцзащиты

На заседании восьмой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва сенаторы одобрили законопроект «О правах инвалидов и их социальной интеграции».

Из основных нововведений законопроекта – полноправное включение людей с инвалидностью в общество, а также реализация государственной политики социальной интеграции инвалидов, создание доступной среды и улучшение качества жизни инвалидов, поддержка семей с инвалидами.

В системе государственной и социальной поддержки люди с инвалидностью занимают особое место. 6% населения страны, а это более полумиллиона человек, – люди, имеющие инвалидность. Еще на рубеже 2000-х годов считалось, что основная цель помощи инвалидам – оказание материальной поддержки. В современном мире задачи трансформировались. И теперь ключевая цель – интегрировать людей с инвалидностью в общество. 

К этой актуальной теме было приурочено выездное заседание Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов, которое прошло в г.Островец на базе многофункционального комплекса социально-культурного назначения и творчества молодежи.

В заседании совета приняли участие Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Игорь Викторович Петришенко, члены Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов; руководство Министерства образования; Министерства труда и социальной защиты, представители республиканских органов государственного управления, заместители председателей облисполкомов и Минского горисполкома.

Участники выездного заседания рассмотрели состояние работы по решению проблем инвалидов в Гродненской области, обсудили выполнение принятых решений Республиканского межведомственного совета, ознакомились с деятельностью государственного учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения Островецкого района», работой учреждения здравоохранения «Островецкая районная клиническая больница» по организации медицинской реабилитации инвалидов и оказанию им иной медицинской помощи.

Также члены Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов посетили государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г.Островец», где ознакомились с условиями обучения детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития.

По информации директора школы Людмилы Сосновской в учреждении образования создается безбарьерная среда с учетом комплексного подхода: установлены мнемосхемы, речевые информаторы, тактильные таблички, тактильные наклейки, тактильная плитка. Работа по созданию универсальной безбарьерной среды будет завершена к концу 2022 года.

В 2021/2022 учебном году обучение и воспитание было организовано для 734 учащихся.

Для удовлетворения образовательных запросов учащихся и их законных представителей школой организовано изучение на повышенном уровне учебных предметов: на II ступени английского языка для учащихся V «А» класса, физики – для учащихся IX «А» класса, на III ступени – математики, физики для учащихся X класса.

Отметим: в системе образования создан и ежегодно обновляется банк данных о детях с особенностями психофизического развития, который позволяет систематизировать сведения, отслеживать тенденции в развитии специального образования, рационально планировать сеть учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования, прогнозировать развитие инклюзивных процессов в образовании, координировать меры по улучшению качества управления системой специального образования.

Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития организуется в 238 учреждениях специального образования (49 специальных дошкольных учреждений, 48 специальных школ, 141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации) и в учреждениях дошкольного и общего среднего образования в условиях интеграции (более 3,5 тыс. специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания, 5,2 тыс. специальных классов и классов интегрированного обучения и воспитания).

Центральное место в системе специального образования принадлежит центрам коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые обеспечивают координацию деятельности специалистов в сфере специального образования на территории определенного региона, взаимодействуют с организациями здравоохранения и учреждениями социального обслуживания, оказывают консультативную помощь и занимаются методической работой.

В учреждениях дошкольного и общего среднего образования функционируют более 3,6 тыс. пунктов коррекционно-педагогической помощи.

В 2016 г. создан Институт инклюзивного образования на базе факультета специального образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. В 2017 г. при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) на базе Института инклюзивного образования открыт Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования. С 2019 года открыты ресурсные центры инклюзивного образования на базе областных ЦКРОиР.

За последние двадцать лет в два раза сократилось количество специальных школ и школ-интернатов, сложилась система интегрированного обучения и воспитания обучающихся с особенностями психофизического развития, способствующая их включению в совместный с обычными сверстниками образовательный процесс, досуговую, культурную, спортивную и творческую деятельность.

В Кодексе об образовании Республики Беларусь принципы, на которых основывается государственная политика в сфере образования, дополнены принципом инклюзии в образовании, что позволит учитывать индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого обучающегося, независимо от его культурного, экономического и социального статуса, а также разницы в физических и умственных способностях.

Предоставлена возможность сочетать обучение на дому (по медицинским показаниям) и в учреждении образования, что будет способствовать социализации обучающихся.

В рамках выполнения подпрограммы «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» Государственной программы «Социальная защита» на 2021-2025 годы запланировано создание доступной среды в 281 учреждении образования.

Пресс-центр Министерства образования.
 
 
 

«Народная асвета» рекомендует:

Т. В. Жук и другие «Формирование жизненных компетенций у детей с инвалидностью»

 

Данное пособие знакомит педагогов и всех заинтересованных лиц с педагогическими основами формирования жизненных компетенций у детей и подростков с инвалидностью, обучающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Авторы делятся с читателями практическим опытом, интересными находками в работе с очень сложной, неоднородной по составу категорией детей и подростков — детьми с тяжелыми множественными нарушениями.

27.60 рублей.

 

Дети с инвалидностью: пути интеграции в социум

 Т. В. Лисовская, А. Р. Маллер

Авторы книги делятся с читателями своим теоретическим и практическим опытом, интересными методическими находками в работе с детьми с инвалидностью (с выраженными нарушениями психофизического развития).

Рекомендуется педагогам, студентам педагогических специальностей, будущим учителям-дефектологам, работникам социальной сферы, родителям, тьюторам.

 21.17 руб.

 

«Коррекция познавательной деятельности у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская

В пособии представлены: методика коррекционной работы по развитию познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью; дидактические сценарии и примерное тематическое планирование коррекционных занятий. 

Пособие рекомендуется учителям-дефектологам, педагогам, работающим в учреждениях дошкольного образования с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, родителям, студентам факультетов специального и инклюзивного образования.

20.16 руб. 

 

Обучение математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью

В. П. Гриханов, Т. В. Лисовская, М. Е. Скивицкая

 

Учебно-методическое пособие представляет собой основные содержательные линии, которые отражают сущность компетентностной основы обучения математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью: коррекционные возможности содержания, методы и приемы обучения, использования электронных средств обучения математике; примерный перечень практических заданий, примерное планирование учебного материала.

 19.20 руб.

 

Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях

Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова

Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях

 14.44 руб.

Даны рекомендации по развитию познавательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, формированию произносительной стороны речи, обучению грамоте. В пособии приводятся примеры игр и упражнений по развитию внимания, представлений, памяти, воображения, мышления детей на коррекционных занятиях. 

 

Учимся рассказывать и говорить правильно

И. К. Боровская 

Учебное наглядное пособие «Учимся рассказывать и говорить правильно» разработано с учётом инновационных подходов к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Задания разного уровня сложности учитывают жизненный опыт ребёнка и призваны способствовать не только коррекции речи, но и развитию произвольного внимания, памяти и мышления.

В пособие включены также задания, способствующие развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму.

 17.40 рублей.

 

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 1

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 1

16.44 руб.

Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 2 класса специальных общеобразовательных школ для детей с нарушением слуха. В двух частях. Часть 1. 

Рабочая тетрадь по русскому языку предназначена для организации работы учащихся 2-го класса специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха.

Тетрадь разработана в соответствии с учебным пособием «Русский язык, 2 класс» авторов Е. В. Рахмановой и др. В неё включены практико-ориентированные задания, выполнение которых будет способствовать усвоению учебного материала. Задания можно выполнять как на уроках, так и дома.

 

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 2

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 2

 14.67 руб.

Рабочая тетрадь по русскому языку предназначена для организации работы учащихся 2-го класса специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха.

Тетрадь разработана в соответствии с учебным пособием «Русский язык, 2 класс» авторов Е. В. Рахмановой и др. В неё включены практико-ориентированные задания, выполнение которых будет способствовать усвоению учебного материала.

Задания можно выполнять как на уроках, так и дома. 

 

Изучаем части суток

И. В. Ковалец 

Пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста с лёгкой интеллектуальной недостаточностью 1–5 годов обучения. На первом и втором годах обучения рассматриваются темы «День», «Ночь», на третьем и четвёртом добавляются темы «Утро» и «Вечер. Пятый год — обобщение и закрепление изучения всех частей суток. Пособие содержит интересные и доступные задания, которые помогут формировать у детей представления о времени и частях суток, будут способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи.

 7.07 руб.