135 лет исполняется со дня рождения одного из самых известных художников-авангардистов, живописца, графика, театрального художника, иллюстратора Марка Шагала.

Он родился 7 июля 1887 года в Витебске. Именно родной город сыграл решающую роль в становлении художника. Родной город стал источником, из которого он долгие годы черпал вдохновение и силы, местом, где, по его собственным словам, Шагал «обрел краску своего искусства».

Марк Шагал был одарен своеобразным видением мира и рано начал рисовать. Способности мальчика родители заметили, но не очень поощряли. Начальное образование Марк получил в Витебском 1-м городском четырехклассном училище (1900-1905 годы). В 19 лет (в 1906 году) юноша поступил на обучение в частную Школу живописи и рисунка художника Пэна. Юдель Пэн, известный витебский живописец и педагог, был настолько поражен его дерзкой работой с цветом, что позволил посещать свою школу бесплатно. После непродолжительной учебы у известного мастера Марк Шагал отправился в Санкт-Петербург, где учился в школе Общества поощрения художеств под руководством Николая Рериха, занимался в частной студии Зайденберга, в школе Званцевой, где его наставниками были Лев Бакст и Мстислав Добужинский.

Молодой человек попал в водоворот художественной жизни Санкт-Петербурга на стыке двух революций. Познавая и впитывая все новое, Марк Шагал держался в стороне от разнообразных объединений и групп, начиная формировать собственный неповторимый стиль. Свою художественную биографию Марк Шагал начал с картины «Покойник (Смерть)» (1908 год). В 1909 году были написаны «Портрет моей невесты в черных перчатках», «Семья (Святое семейство)» и другие работы. Весной 1910 года состоялась первая выставка художника в редакции авангардистского журнала «Аполлон».

Учеба в Париже, персональная выставка в Берлине и появление музы

В августе 1910 года у молодого художника появилась возможность отправиться на учебу в Париж. По воспоминаниям Шагала, побудил его ехать во французскую столицу Лев Бакст, который привил своему ученику интерес к современному европейскому искусству. В первый год жизни в Париже Шагал снимал студию у художника Эренбурга на Монпарнасе. Он посещал различные классы в свободных художественных академиях, пропадал на выставках, в салонах и галереях, впитывая искусство великих мастеров – Делакруа, Курбе, Сезанна, Гогена, Ван Гога и многих других.

В 1912 году Шагал переехал в «Улей» - здание, выкупленное Альфредом Буше после распродажи Всемирной выставки 1889 года и ставшее своеобразным арт-центром и приютом для бедных иностранных художников. Здесь Шагал познакомился с многими представителями парижской богемы, освоил приемы новых веяний в изобразительном искусстве – кубизма, футуризма, орфизма, перекраивая их на свой лад; здесь сделал первые действительные успехи, создав картины «Скрипач», «Посвящение моей невесте», «Голгофа», «Вид Парижа из окна». Несмотря на полное погружение в парижскую художественную среду, он не забывал и родной Витебск. Его картины «Понюшка табаку», «Продавец скота», «Я и деревня» пронизаны ностальгией и любовью к городу его детства.

В июне 1914 года в Берлине прошла персональная выставка Марка Шагала, включившая почти все созданные в Париже картины и рисунки. Выставка получила хорошие отзывы, Шагал стал знаменит.

Летом 1914 года художник вернулся в Витебск, где его застало начало Первой мировой войны. В 1914-1915 годах он создал серию из более семидесяти работ, написанных на основе натурных впечатлений: портреты, пейзажи, жанровые сцены. В июле 1915 года состоялась свадьба Марка Шагала и Беллы Розенфельд, дочери витебского ювелира. Белла навсегда стала первой возлюбленной, женой и музой Шагала. В 1916 году родилась их дочь Ида.

С осени 1915 и по ноябрь 1917 года Шагал с семьей жил в Петрограде, служил в одном из военных ведомств. В предреволюционный период им были созданы портреты «Зеленый еврей», «Красный еврей», «Молящийся еврей»; картины из цикла «Любовники», среди которых «Голубые любовники», «Зеленые любовники», «Розовые любовники» и другие. В это же время Шагал начал писать автобиографическую книгу «Моя жизнь».

Народное художественное училище в Витебске и снова Париж

В августе 1918 года художник получил мандат уполномоченного по делам искусств в Витебской губернии и вернулся в Витебск. В родном городе он организовал Народное художественное училище, где преподавали известные художники Мстислав Добужинский, Иван Пуни, Ксения Богуславская, Вера Ермолаева, Эль Лисицкий, Казимир Малевич. Шагал стремился, чтобы в школе были представлены все направления современного искусства. Однако неожиданно для самого себя он стал в глазах учеников чуть ли не консерватором. Увлеченные новыми идеями супрематизма Казимира Малевича, ученики начали выступать против Шагала, который не верил в коллективистские начала живописи и был убежден, что искусство – индивидуальное творчество художника, его собственное видение мира, а история живописи – это история живописцев. В результате Марка Шагала уволили с должности директора училища. В 1920 году он с семьей покинул Витебск и переехал в Москву. В последний период на родине художником были написаны полотна «Над городом», «Венчание», «Прогулка» и другие работы.

В российской столице Марк Шагал принимал активное участие в театральной жизни – готовил эскизы декораций для спектаклей. Он создал монументально-декоративные панно для зрительного зала Еврейского камерного театра, а также оформил спектакль по пьесе известного еврейского писателя Шолом-Алейхема.

Постепенно художник все сильнее стал ощущать равнодушие к своему творчеству. В России у него накопилось слишком много проблем. В 1922 году он отправился с семьей в Берлин. Весной 1923 года Пауль Кассирер, берлинский издатель и галерист, предложил Марку Шагалу издать книгу «Моя жизнь» с авторскими иллюстрациями. Шагал принял предложение и с головой погрузился в освоение искусства гравюры. Он обучился новым для себя печатным техникам – офорту, сухой игле, ксилографии.

В конце лета 1923 года Марк Шагал переехал в Париж. Во французской столице его ждало неприятное известие – большинство картин, оставленных когда-то в «Улье», были утеряны. Марк Шагал решил восстановить их и тщательно, воссоздавая по памяти, по рисункам и репродукциям, написал заново часть работ первого парижского периода, среди которых «День рождения», «Я и деревня», «Над Витебском» и другие.

В это время Амбруаз Воллар, страстный книголюб и коллекционер, торговец произведениями искусства, задумал выпуск серии книг, иллюстрированных знаменитыми современными художниками, и предложил Шагалу сотрудничество. Шагал выбрал «Мертвые души» Гоголя и прекрасно справился с заданием. Метафорично-фантастическая графика мастера как нельзя лучше отражала острую гоголевскую сатиру. В Париже Шагал вновь сошелся со старыми друзьями и завел новых, среди которых были Пабло Пикассо, Анри Матисс, Пьер Боннар.

Постепенно у Шагала наладились финансовые дела, что дало ему возможность много путешествовать с семьей по Франции и странам Европы. Его немногочисленные картины этого периода радостны, светлы и легки: «Деревенская жизнь», «Двойной портрет», «Ида у окна». Большую часть времени и сил Шагал отдавал иллюстрированию книг – «Мертвых душ», «Басен» Лафонтена и Библии.

Переезд в США и знакомство с Валентиной Бродской

В мае 1941 года по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства художник с семьей переехал в США. В американский период Шагал в основном работал для театра. Весной 1942 года Леонид Мясин, хореограф и бывший танцор «Русского балета», пригласил его к участию в оформлении балета «Алеко». Художник выполнил задние декорации и четыре огромных красочных фона, воссоздающих сказочную атмосферу пушкинской поэмы. Шагалу также заказали оформление спектакля «Жар-птица» Джорджа Баланчина, однако его декорации не понравились Игорю Стравинскому, предпочтение было отдано работе Пикассо. Но костюмы по эскизам Шагала, изготовлением которых занималась Ида, были приняты.

В августе 1944 года семья Шагалов с радостью узнала об освобождении Парижа. Война близилась к концу, и им не терпелось поскорее вернуться во Францию. Но в сентябре 1944 года умерла жена художника Белла. Шагал был совершенно оглушен настигшим его горем, и только спустя девять месяцев он взял в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой – «Свадебные огни» и «Рядом с ней». После смерти Беллы Шагал переехал в городок Хай-Фоллз, где приступил к работе над иллюстрациями для сказок «Тысячи и одной ночи». В результате получилось 13 чудесных сверкающих гравюр.

Во Францию Шагал вернулся в 1948 году. В послевоенные годы творчество художника постоянно сопровождала библейская тема. Помимо 105 офортов 1935–1939 и 1952–1956 годов к изданию французской Библии он создал еще множество картин, гравюр, рисунков, керамических изображений, витражей, шпалер на библейские темы. Все это составило «Библейское послание» художника миру, специально для которого в 1973 году в Ницце он открыл своеобразный музей, а правительство Франции признало этот «храм" официальным национальным музеем.

В 1952 году художник познакомился с Валентиной Бродской, которая стала его официальной женой. Их брак был счастливым, хотя Белла все равно осталась музой художника. В 1950-х годах Шагал с семьей много путешествовал, в том числе по Греции и Италии. Знакомство со средиземноморской культурой вдохновило художника на создание цветных литографий к роману Лонга «Дафнис и Хлоя». Литографии были выполнены в 1960–1962 годах.

В 1960-е годы Шагал увлекся монументальными техниками – созданием фресок и витражей, шпалер. Начал заниматься скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу правительства Израиля художник создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и Израилю.

В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создал для Метрополитен Опера в Нью-Йорке два панно, в 1972 году в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года».

В 1966 году Шагал переехал в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы – Сен-Поль-де-Вансе.

Летом 1973 года Марк Шагал совершил поездку в Москву и Ленинград. В Москве в это время открылась его выставка, и художник передал в дар Музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 75 своих литографий.

За день до отъезда в Париж, 20 июня, он сказал: «Я хотел бы... передать сердечный привет, мою любовь и самые добрые пожелания Витебску и моим землякам. Я решил отказаться от поездки в Витебск только потому, что, как говорят, сильное эмоциональное волнение опасно для людей моего возраста. Но все равно помню о Витебске и очень люблю его: у меня нет ни одной картины, на которой вы не увидите фрагменты моей Покровской улицы. Это, может быть, и недостаток, но отнюдь не с моей точки зрения».

В 1977 году Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста почетного легиона, а в 1977-1978 годах была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Это было особое событие, так как вопреки всем правилам в Лувре были выставлены работы еще здравствующего автора.

До последних дней Шагал продолжал писать картины, создавать мозаики, витражи, скульптуры, керамику, работать над декорациями к постановкам в театрах. Марк Шагал скончался вечером 28 марта 1985 года и был похоронен на обращенном к морю кладбище города Сен-Поль-де-Ванс.

Дочь Марка Шагала и его первой жены Беллы Розенфельд – Ида – на протяжении всей жизни была ангелом-хранителем для отца, который и запечатлевал ее в образе ангела на своих полотнах. После смерти жены именно Ида возвратила Шагала к творчеству и помогла в издании книг Беллы «Первая встреча» и «Горящие огни». Дочь стала биографом и исследователем творчества Шагала, организатором его выставок и самым искренним помощником. Родословную мастера продолжили трое детей Иды и ее мужа Франца Мейера - внуки Марка Шагала Пит, Мерет и Белла. Долгое время в тени оставался внебрачный сын Шагала и Вирджинии Хаггард-Макнил – музыкант и писатель Дэвид Макнил.

Память о знаменитом художнике

Творчество Марка Шагала почитают во всем мире. Картины художника можно увидеть в крупнейших музеях России, Франции, США. По всему миру есть улицы, набережные, художественные школы и другие объекты, названные его именем. Искусство Марка Шагала поражает разнообразием и не поддается строгой классификации. Авторский стиль, сочетающий экспрессию и нетрадиционную художественную манеру, формировался под влиянием кубизма, фовизма, орфизма. В полотнах мастера проявились его особое мировоззрение и религиозные взгляды. Талантливый живописец оставил след и в литературе: его поэзия, эссе и мемуары еще при жизни были опубликованы и переведены на иврит, русский, белорусский, английский и французский языки. Всемирную славу завоевала автобиографическая книга Марка Шагала «Моя жизнь».

В родном городе художника Витебске действуют Арт-центр Шагала и мемориальный дом-музей Шагала.

Дом-музей Марка Шагала был открыт в 1997 году в доме, где прошли юношеские годы художника, о которых он написал в книге «Моя жизнь». Ежегодно музей посещают большое количество туристов из дальнего и ближнего зарубежья. В 1999 году во дворе дома-музея на ул. Покровской в Витебске появился памятник юному Марку Шагалу. Витебский скульптор Валерий Могучий изобразил юношу, держащего в руках скрипку в виде палитры или палитру в виде скрипки, на которой образы Витебска плавно переходят в образы Парижа. Шагал ранее писал: «Париж, ты – мой второй Витебск». В правой руке у художника смычок в виде кисти, то есть он писал красками, будто играл музыку. Опирается Шагал на некое существо - собирательный образ всех животных, которых он когда-либо изображал. Во рту животного виден любимый цветок художника – василек. Кстати, в основе логотипа международного фестиваля «Славянский базар в Витебске» использован шагаловский василек, который со временем стал узнаваемым брендом.

Арт-центр был открыт в 1992 году. В фондах находится около 300 графических работ Шагала – литографии, ксилографии, офорты, в том числе серия иллюстраций к поэме Н. Гоголя «Мертвые души», серии цветных литографий на тему «Библия». В 2002 году в Арт-центре была открыта специализированная библиотека по творчеству Марка Шагала и искусству XX века. Она создана специально для работы исследователей творчества художника и его современников и насчитывает более 5 тыс. томов, в том числе уникальные книги, которых нет нигде в Европе.

В 2017 году в Иерусалиме появилась площадь Марка Шагала. Ее торжественное открытие состоялось 28 июня. В церемонии приняли участие мэр города Нир Баркат, представители Французского института, Российского культурного центра и израильской общественности, в том числе белорусского землячества в Иерусалиме. Марк Шагал неоднократно бывал в Иерусалиме. Звания почетного гражданина города Шагал был удостоен еще в 1977 году. Площадь Шагала и соответствующий памятный знак расположены возле так называемого Дома Тихо - монографического художественного музея в центре Иерусалима и неподалеку от дома рава Кука, где часто гостил мастер.

А еще режиссер Елена Петкевич создала 13-минутный мультфильм, посвященный главным событиям жизни великого мастера, под названием «Марк Шагал. Начало». Работа удостоена диплома XXVI Международного кинофорума «Золотой Витязь» в 2017 году. В фильме воспроизведены главные события, которые происходили с Марком Шагалом, его семьей до отъезда в Санкт-Петербург, раскрыты истоки творческой, поэтической натуры художника, чувственный взгляд его души, который отразился яркими, детскими красками на его полотнах. Сценарий написал Дмитрий Якутович. Художником-постановщиком стала Алла Матюшевская. Над фильмом также работали художники Инга Карашкевич и Татьяна Удовиченко. Художники старались попасть в стиль Марка Шагала, воспроизвести его цветовую гамму так, чтобы персонажи, предметы интерьера, основы для фонов мультфильма передавали атмосферу его произведений.

1 июня 2022 года нарвское белорусское общество «Сябры» (Эстония) организовало международную онлайн-конференцию «Наш Шагал», посвященную 135-летию со дня рождения одного из наиболее выдающихся уроженцев белорусской земли и яркого представителя художественного авангарда Марка Шагала. В мероприятии принял участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Эстонской Республике Вячеслав Качанов, дипломаты белорусской дипмиссии в Эстонии, а также соотечественники из Эстонии, Беларуси, Израиля, Иордании, Латвии и России. Во время конференции выступили директор музея Марка Шагала в Витебске Ирина Воронова, руководитель российского проекта «Шагал в Малаховке», гид Нарвского музея Елена Ховарт, племянница Марка Шагала, художница и поэт Ирина Маркова-Шагал (Израиль).

В начале июня этого года в национальном центре современных искусств открылся выставочный проект «Шагал. La Bible», где представлены 64 произведения мастера в технике литографии, иллюстрирующих события Ветхого Завета. Выставка будет работать по 28 августа.

В Витебске стало доброй традицией ежегодное празднование дня рождения Шагала. Несмотря на то, что официальная дата рождения художника 6 июля, сам мастер всегда отмечал его 7 июля, поэтому именно в этот день в доме-музее Марка Шагала на Покровской улице проходят праздничные мероприятия.

В доме-музее Марка Шагала в Витебске в мае открылся художественно-образовательный проект «Марк Шагал. И на земле...», посвященный 135-летию со дня рождения художника. Его цель - осмысление графического творчества Марка Шагала периода 1950-1980-х годов в контексте его биографии и истории искусства.

7 июля по сложившейся традиции жители и гости Витебска придут с цветами к памятнику Марку Шагалу, чтобы почтить память великого мастера. Затем в саду дома-музея Марка Шагала пройдет театрально-музыкальный интерактив «С днем рождения, Марк!», подготовленный музеем Марка Шагала совместно с Витебской еврейской общиной. В программе: стихи о художнике и Витебске, чтение глав из книги «Моя жизнь», рассказы и истории о традициях и праздниках еврейского календаря, музыкальные номера от вокального ансамбля «Кохавим», танцевальный флешмоб, театральные сценки от любительского театра «Менора».

В этот же день национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа и дом-музей Марка Шагала проведут музейно-театральный вечер «Чтобы душа моя раскрылась...». Музейные сотрудники подготовили занимательный квест по творчеству всемирно известного художника, а поздно ночью пройдет показ спектакля «Шагал... Шагал...» – этюды памяти по пьесе В. Дроздова «Прямой вагон до Парижа со всеми пересадками» в постановке Коласовского театра.

Фото Александра Хитрова

Источник: БЕЛТА

 

Арт­-фармат па­-віцебску. Аздараўленчы лагер «Арт-тэрыторыя»

Шляхамі Шагала, Рэпіна, Малевіча сёння ўпэўнена ідуць маладыя творцы. Гэтым летам на іх маршруце трапілася мастацкая змена “Каникулы 3D: Действуй! Дружи! Достигай!” у аздараўленчым лагеры “АРТ­-тэрыторыя” з дзённым знаходжаннем.

У філіяле Віцебскага гарадскога цэнтра дадатковай адукацыі дзяцей і моладзі “Су­зор’е” сёлета рэалізоўваўся праект па развіцці мастацкай адоранасці, і яго працягам стаў гэты лагер. У ім адпачывалі 36 навучэнцаў аб’яднанняў па інтарэсах выяўленчага кірунку, якія вынікова скончылі навучальны год, папоўніўшы скарбонку цэнтра і сваю ўласную перамогамі на мастацкіх конкурсах, фестывалях. 

Усе мерапрыемствы змены так ці інакш закраналі выяўленчае мастацтва, а ўлічваючы, што ранішнія флэш-мобы, рухавыя гульні, спартыўныя эстафеты і іншыя актыўнасці праводзіліся пад адкрытым небам (“Сузор’е” мае шыкоўную зялёную тэрыторыю), гэта было яшчэ і карысна для здароўя. 

Майстар-класы, творчыя майстэрні, пленэры на прыродзе, гульні і віктарыны — дзеці мелі магчымасць напоўніцу рэалізаваць свае творчыя задаткі і таленты і знайсці такіх жа апантаных мастацтвам сяброў. Памерацца творчымі ведамі ім дапамаглі інтэлектуальныя гульні і віктарыны на мастацкую тэматыку, шмат новага пра знакамітых мастакоў дзеці даведаліся з паказу фільмаў і прэзентацый пра іх, а праса­чыць практычнае ўвасабленне самых смелых творчых задум дапамаглі экскурсіі ў Музей гісторыі Віцебскага народнага мастацкага вучылішча.

Дзеці, распакоўваючы тубусы са створанымі ў лагеры работамі, перабіраюць у памяці самыя яркія падзеі змены. Яны змаглі не толькі ствараць у тых жанрах і тэхніках, якія асвойвалі на працягу года, але і паспрабаваць сябе ў абсалютна новых.

Ідэяй лагера стала аб’яднанне дзяцей, іх дружба і, магчыма, будучыя творчыя праекты. Таму тут не было месца саперніцтву — да мэты дзеці ішлі ўсе разам, адной вялікай камандай.

Так, у рамках “Дзён дызайнера” прайшла адна з самых яркіх па­дзей лагера — “Арт-калабарацыі”. Натхняючыся ідэямі лепшых кампаній у сферы арт-калабарацый, юныя мастакі-мадэльеры на працягу некалькіх дзён стваралі ўнікальныя дызайнерскія рэчы, прадметы гардэроба і ўпрыгажэнні інтэр’еру. На імправізаваным паказе юныя мадэльеры прадэманстравалі галаўныя ўборы, аксесуары, скульп­туры дробных форм, арт-аб’екты і экапраекты ўласнага дызайну. Цікава прайшлі і “Дзень архітэктара” (магчымасць пафантазіраваць і стварыць нетрывіяльныя аб’екты), “Дзень дызайнера мэблі” (дзеці праектавалі і стваралі з падручных матэрыялаў мэблю), “Дзень ма­дэльера” (дзеці дэманстравалі моду будучага з інертнага матэрыялу) і інш. Па словах педагога-
арганізатара Алены Алегаўны Бліновай, гэта добрая магчымасць ужо сёння азнаёміць дзяцей з тымі прафесіямі, якія яны змогуць некалі выбраць.

Такую ж магчымасць прадаставіў і “Дзень мультыплікатара”. Хлопчыкі і дзяўчынкі выбіралі мульцікі, малявалі іх персанажаў і стваралі для іх рэквізіт, агучвалі, інсцэніравалі. Гэтыя ж героі былі галоўнымі ў іх тэатры ценяў.

Арыгінальным быў і конкурс “Жывыя карціны”. Юныя мастакі выбіралі вядомы твор вядомага аўтара, і з дапамогай касцюмаў і сваёй акцёрскай ігры стараліся яго перадаць. 

“Па-новаму мы ўспрынялі “Сланечнікі” Ван Гога, — гаво­рыць А.А.Блінова. — Мы нават на закрыцці змены да іх вярнуліся, папярэдне ўскладніўшы. Гэтая карціна ў нас збіралася і разбіралася, была яе інсцэніроўка. Турбулентнасць мазка ў Ван Гога прадугледжвае рух чалавека, які глядзіць на арыгінал. Ажывілі мы і твор Эдгара Дэга “Блакітныя танцоўшчыцы”. Дзяўчаткі, блакітныя спаднічкі, пластыка, рукі — і карціна ажывае”. 

Захапляючай была і квест-гульня “Стварэнне вобраза дрэва ў прасторы летняга пейзажа”. Падчас пленэра дзеці малявалі дрэвы, якія ёсць на тэрыторыі ўстановы (графіка, жывапіс і інш). Пасля ім паказвалі па чарзе гэтыя выявы, і ім трэба было знай­сці прататып дрэва на тэрыторыі і дабегчы да яго. Колькі чалавек пазнала дрэва і дабегла, столькі балаў атрымлівае мастак, які гэтае дрэва намаляваў.

У лагеры працавалі і трэнд-зоны. Гэта творчыя майстэрні, дзе праходзілі майстар-класы па папулярных відах творчасці. Напрыклад, па маляванні 3D-ручкай. Такія ручкі ў многіх ёсць, але часта ля­жаць на паліцы. Цяпер усе веда­юць, якія шэдэўры можна імі ства­раць, і смела практыкуюцца.

Важным складнікам змены было прывучаць дзяцей ствараць для іншых. Хіба можа мастацтва быць без гэтага? Так, у майстэрні “Падарунак сябру” дзеці стваралі адно для аднаго сувеніры на памяць. А на працягу ўсёй змены ў лагеры працавала пошта. Дзеці пісалі лісты адно аднаму і апускалі ў скрыню, што вісела ў фае. Напрыканцы змены паштальёны адкрывалі гэтую скрыню і разносілі лісты адрасатам. 

“Мы ў сваіх лістах запісвалі, каб не забыцца, самыя цікавыя і смешныя моманты пра наш лагер і жадалі адрасатам добрага лета, яркіх уражанняў і інш. Пісалі мы і выхавальнікам, і начальніку лагера, і сябрам, і нават напісалі пісьмо для ўсіх”, — гаворыць 10-гадовая Вераніка Обадава.

На дружбу, аб’яднанне, а не на саперніцтва, былі накіраваны нават спартыўныя конкурсы. Так, у “Рознакаляровай эстафеце” дзеці не дзяліліся на каманды, а, наадварот, аб’ядноўваліся і ўсе разам, рухаючыся па станцыях, выконвалі вясёлыя рухавыя заданні.

Мастацтва і краявіды — паняцці неад’емныя. Таму “Арт-тэрыторыя” — гэта пленэры на прыродзе, кветкавы водар і шум свежай лістоты. Толькі так вольна дыхаецца і ствараецца.

“Такі лагер — лагічнае завяршэнне работы аб’яднанняў па інтарэсах. Гэта не заняткі, а больш гульнявыя формы работы, каб дзеці маглі разняволіцца, адпа­чыць, — гаворыць Таццяна Ігараўна Вараб’ёва, намеснік начальніка лагера, метадыст аддзела выяўленчага мастацтва. — Плюс, ідзе праф­арыентацыя — дзеці знаёмяцца з прафесіямі дызайнера, мастака-ма­дэльера, мастака-афарміцеля. Так дзеці пашыраюць кола сваіх ведаў і ўменняў”. 

Святлана НІКІФАРАВА, Настаўніцкая газета 

 

«Народная асвета» рекомендует:

Классический танец

В. В. Лысенкова

В книге излагаются основные принципы изучения базовых движений классического танца. Издание включает лекционные занятия и практический раздел изучаемых движений, а также словарь терминов и список литературы по предмету.
Учебное пособие адресовано студентам и преподавателям высших и средних специальных учебных заведений в области хореографического искусства.

50.52 руб.

 

Как Панда Бо цвета искал

А. В. Хоменок

Медвежонок Панда Бо живёт в чёрно-белом Бамбуковом городке. Он играет на флейте в театре и грустит от того, что похож на всё вокруг, такое же чёрно-белое, как и он сам. Бо мечтает раскрасить Бамбуковый городок и отправляется на поиски красок. Ему помогает Клювик — яркая птичка, которая сочиняет стихи и знает всё-всё о цветах. Смогут ли друзья сделать Бамбуковый городок разноцветным?
Это больше, чем история о необычном приключении. Это книга о смелости следовать за мечтой. Отправляйся вместе с героями в цветное путешествие!

Художник Анастасия Гайдук.

 13.31 руб.