Без чего нельзя стать хорошим вожатым и как дети отзываются на самоотдачу вожатых — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Ежегодно сотни оздоровительных детских лагерей Беларуси набирают энергичных и общительных студентов, желающих попробовать себя в роли вожатых. Для молодых людей это хороший способ и получить доход, и набраться новых впечатлений. О своем первом опыте работы в детском лагере нам рассказала студентка факультета международных отношений БГУ Анастасия Нелюбович.

— Еще будучи школьницей любила отдыхать в летних лагерях. Привлекали их шарм и атмосфера. Захотелось снова вернуться туда, но уже в качестве вожатой, чтобы получить новые знания и опыт, а заодно подзаработать.

Я трудилась в лагере «Волна», который находится недалеко от Минска и которому уже больше 60 лет, с конца мая по середину июня. В этом году программа для отдыхающих помимо стандартных мероприятий и развлечений была дополнена квестами.

— Как стать вожатым?

— Есть несколько способов. Можно, например, попасть в лагерь в составе студенческого отряда. Это зачтется как общественная деятельность, что поможет при получении общежития или скидок при оплате за обучение. В таком случае нужно обратиться в соответствующие организации. Информация о наборе есть в открытом доступе, главное, не упустить момент, поскольку подача заявок начинается сразу после Нового года. Желающих много, а времени для оформления документов мало. Так как это официальное трудоустройство, список необходимых документов внушительный. В моем случае требовалась еще и официальная характеристика от университета. Кроме того, для допуска к работе нужно пройти медкомиссию: сдать анализы, представить справки от нарколога, психиатра и других врачей.

Второй способ стать вожатым — обратиться непосредственно к работодателю и пройти собеседование. Однако около 99 % вожатых попадают в лагерь все же через студотряды. Я отправилась туда в составе студенческого педагогического отряда Московского района.

 С детьми какого возраста вам было легче работать?

— Самый непроблемный возраст, на мой взгляд, 9–11 лет. Ребята помладше требуют в два раза больше внимания и времени, чем возможно им уделить. Все это дополнительная нагрузка на вожатого.

 Что оказалось самым сложным?

— Необходимость разрываться между несколькими делами. Рабочий день вожатого длится 24 часа. Даже ночью ты несешь ответственность за тех, кто находится в лагере. Ведь родители доверяют нам самое ценное — своих детей. Это затратно по эмоциям и энергии. Благо от ребят есть отдача, они не скупятся на благодарность и любовь, а это дорогого стоит.

 Какие моменты наиболее запомнились?

— Все воспоминания очень яркие. Например, заезд детей и первое знакомство, выход моего отряда на сцену: я подсказывала им движения за кулисами, а потом испытывала огромную гордость за своих маленьких артистов и восторг, ведь многие делали это впервые. Концерт вожатых, разнообразные квесты, ночные дежурства, встреча рассвета… А еще я проводила уроки английского, и детям понравилось. Они встречали меня со словами: «Ура, сейчас будет английский!» И конечно же, запомнился последний день: слезы и записки, наполненные простыми, но искренними словами. «Анастасия Александровна и Анастасия Сергеевна, вы лучшие вожатые, мы вас любим», — написал 9-летний ребенок. Как тут не растрогаться!

 Многие, кто работал вожатым, негативно высказываются о планерках и подготовках к мероприятиям. А что скажете вы?

— С чем-то соглашусь, однако планерки информативны, и пропускать их не следует. А процесс подготовки к мероприятиям — это развитие навыка организованности и умения задействовать детей. Например, мы с коллегой за короткое время поставили сценку по военно-патриотической песне. Наш отряд занял первое место в своей возрастной категории.

 Какими навыками должен обладать вожатый?

— Среди базовых — коммуникабельность, самодисциплина, организованность, терпение и стойкость. Но все это строится на фундаменте, без которого не стоит даже пытаться идти в вожатые, — любви к детям. Мне еще пригодились определенные знания: английский — для уроков, некоторые факты из истории — для организации внутриотрядных мероприятий, а также творческие навыки, чтобы создать отрядный уголок, написать песню для концерта вожатых и поставить театральную сценку с нуля.

 Случаются ли в лагере конфликты между вожатыми или детьми?

— К сожалению, они неизбежны. Я сама была невольно втянута в серьезный конфликт между вожатыми, который, к счастью, разрешился без потери хороших взаимоотношений. Везде есть люди, которые спорят из принципа, — таким лучше уступить.

Дети же конфликтуют постоянно, в любом возрасте, поодиночке и группами. Конечно, в таких случаях вожатый обязан вмешаться, однако решить проблемы всех детей не получится. При необходимости можно пригласить психолога лагеря, но в нашем отряде до такого не доходило.

 Поехали бы в лагерь еще раз?

— Конечно! Мне понравилось. До сих пор храню все детские письма, подарки, самодельные декорации. Но не хотела бы работать вожатой чаще одного раза в год. Хотя знаю тех, кто трудится несколько смен подряд.

 Какой совет дадите тем, кто хочет стать вожатым?

— Не переживать из-за сомнений, что не хватит нужных знаний. Сама волновалась, но в процессе поняла: не курс по педагогике, а любовь — вот что надо детям. Необходимо всегда быть рядом, уметь выслушать и объяснить.

Большинству ребят элементарно не хватает внимания. Даже если это ваш первый опыт работы с подрастающим поколением, не сомневайтесь, а делайте добросовестно все, что в ваших силах. Дети оценят.

Подготовила Екатерина Нифонтова

По материалам https://minsknews.by/.

 

«Народная асвета» рекомендует: 

 

Семейная педагогика

Г. Ф. Вечорко 

Учебное пособие содержит восемь тем по основной проблематике семейной педагогики. В форме вопросов и ответов раскрывается сущность семейной педагогики как науки, рассматриваются исторические аспекты семейного воспитания, традиционные средства и методы воспитания детей в семье. 

Адресуется студентам педагогических специальностей, а также педагогам, психологам, социальным работникам, сотрудникам органов внутренних дел, чья профессиональная деятельность связана с несовершеннолетними, родителям.

2-е издание

30.47 руб. 

 

Семейная педагогика. Практикум

Г. Ф. Вечорко

Пособие адресуется преподавателям и студентам, избравшим дисциплину «Семейная педагогика» в качестве специализированного образовательного модуля, психологам, социальным работникам, сотрудникам органов внутренних дел, чья профессиональная деятельность связана с несовершеннолетними, родителям.

Издание доступно в электронном варианте в приложении "Школа в кармане".

35.78 руб.