В Беларуси с 2015 по 2022 год шел процесс обновления содержания общего среднего образования. В связи с этим разрабатывались и издавались новые учебные пособия для 1-11 классов. Всего за этот период обновлено 217 учебников. О проверке их качества, о переизданиях к 1 сентября и совершенствовании механизмов учебного книгоиздания корреспонденту БЕЛТА рассказала заместитель директора Национального института образования по методической работе Людмила Романовская. 

- Людмила Анатольевна, с 2015 года в образовательный процесс поэтапно внедрялись новые учебные пособия. Есть ли сегодня обратная связь об их качестве? 

- В разработке учебных пособий участвовали ведущие ученые, методисты и лучшие учителя Беларуси. В системе отечественного учебного книгоиздания сформировалось несколько механизмов получения обратной связи о качестве учебных пособий. Одним из них является опытная проверка. Она хорошо себя зарекомендовала еще в советское время. Опытную проверку проводят учителя-практики: в течение года они работают с учебным пособием, анализируют его методический потенциал. Экспертные заключения участников опытной проверки обобщаются и анализируются, обсуждаются на круглых столах с авторами учебных пособий с целью их последующей доработки. 

За период с 2016 по 2022 год опытную проверку прошли 109 новых учебных пособий. В ней участвовали 1042 педагога из 800 учреждений образования.  

Помимо опытной проверки Национальный институт образования использует и другие каналы обратной связи: онлайн-анкетирование учителей и учащихся по вопросам качества учебных пособий и их использования в образовательном процессе; социальная экспертиза, то есть получение информации о качестве учебных пособий от потребителей - субъектов образовательного процесса - посредством обращений на национальный образовательный портал, в ходе мероприятий с участием авторов учебных пособий; изучение степени удовлетворенности учителей, учащихся и их законных представителей качеством учебных пособий в ходе республиканского мониторинга качества общего среднего образования. 

Так, в онлайн-анкетировании по вопросам использования новых учебных пособий приняли участие более 171 тыс. учащихся и 50,5 тыс. учителей. С результатами анкетирования можно ознакомиться на Национальном образовательном портале в разделе "Новые учебники. Новые учебные программы". 

- Какие учебные пособия переизданы к началу 2022/2023 учебного года? Какие изменения они претерпели? 

- Учебные пособия переиздаются с определенной периодичностью, которая зависит от того, как часто они используются. Например, учебники, которые используются четыре раза в неделю, переиздаются через 4 года, если 2-3 раза в неделю - через 5 лет. 

Целый ряд учебных пособий, которые разрабатывались в 2015-2016 годах, к 2022 году переизданы. Например, к 2022/2023 учебному году переизданы учебные пособия для 5 класса по "Искусству (отечественная и мировая художественная культура)" и "Человеку и миру". Это коснулось учебников для 6 класса по "Географии", "Беларускай літаратуры" и "Математике". Переизданы также "Алгебра", "Геометрия", "Физика", "Биология" для 7 класса и ряд учебных пособий по иностранным языкам.  

При подготовке учебных пособий к переизданию особое внимание уделяется отбору материала, дидактических средств, способствующих реализации воспитательного потенциала учебных предметов с целью формирования у учащихся гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому нашей страны. 

Большим воспитательным потенциалом обладают тексты учебных пособий, которые знакомят учащихся с выдающимися соотечественниками, рассказывают о достижениях Беларуси и тем самым способствуют формированию чувства гордости за свою страну. 

Доработка коснулась не только текстового и иллюстративного материала, но и методического аппарата, дополнительных материалов, включающих в том числе информационные образовательные ресурсы. 

Так, в переизданном учебном пособии "Искусство" для 5 класса предлагается доступное по QR-коду электронное приложение, которое включает богатый художественно-иллюстративный материал: изображения архитектурных сооружений, образцы изобразительного, декоративно-прикладного искусства, впервые включены фрагменты музыкального и киноискусства. 

В доработанном учебном пособии по географии для 6 класса сокращена текстовая часть параграфов, часть текстовой информации переведена в схемы и графику, упрощено изложение учебного материала, добавлена новая рубрика с алгоритмами решения расчетных задач, исключена значительная часть дополнительного материала, сокращено количество географической номенклатуры. 

С целью обеспечения системности изложения учебного материала содержание ряда параграфов в переизданном учебном пособии по биологии для 7 класса переструктурировано, в конце каждой главы введен раздел "Подведем итоги". 

- Планируется ли совершенствовать механизмы учебного книгоиздания? Если да, то каким образом? 

- Вопросы качества учебных пособий для учреждений общего среднего образования находятся на постоянном контроле не только со стороны Министерства образования, но и со стороны руководства нашей страны. С учетом результатов анализа, выявленных проблем обеспечивается работа по устранению недостатков и повышению эффективности функционирования системы образования. 

Для широкого обсуждения вопросов использования в образовательном процессе обновленных учебных пособий проведены диалоговые площадки на базе областных институтов развития образования. Мероприятия прошли с участием министра образования Андрея Иванца и его заместителя Александра Кадлубая. В работе диалоговых площадок приняли также участие авторы учебных пособий, рецензенты, учителя, в том числе участники опытной проверки, методисты учреждений дополнительного образования взрослых, представители вузов. Общее количество участников составило около 400 человек.  

На диалоговых площадках обсуждались вопросы о направлениях совершенствования программ и пособий по учебным предметам, методической поддержки учителей в условиях обновления содержания образования. Участниками поднимались вопросы о соответствии объема учебного материала для одного урока (количества изучаемых элементов) времени, отведенному на его изучение; упорядочении структуры и условных обозначений учебных пособий по предмету; разнообразии форм представления дополнительных материалов к пособиям на электронном образовательном ресурсе (с доступом по QR-коду); а также об издании учебных материалов для повышенного уровня изучения предмета на печатной основе. 

На основании полученных предложений сформирован план мероприятий - дорожная карта - по повышению качества учебных пособий для учреждений общего среднего образования. Эти мероприятия носят комплексный характер и предполагают корректировку нормативных правовых и инструктивно-методических документов, совершенствование методической поддержки педагогических кадров, совершенствование механизмов национального учебного книгоиздания, пересмотр планов выпуска учебных изданий с учетом необходимости первоочередного переиздания учебных пособий, требующих существенной корректировки. 

Все предложения, полученные в ходе диалоговых площадок, будут систематизированы и обсуждены на круглых столах с авторскими коллективами, на заседаниях предметных секций Научно-методического совета при Министерстве образования. 

Более глубокому пониманию, что такое современный школьный учебник, каким он должен быть, будет способствовать работа постоянно действующего республиканского семинара, который с сентября 2022 года организует Национальный институт образования. Мы приглашаем к участию в семинаре авторов учебных пособий, рецензентов, участников опытной проверки, педагогов. 

Светлана ПЕКАРЬ 

 

В Беларуси стартует семинар по усовершенствованию школьных учебников. Что может измениться

В Беларуси с сентября заработает постоянно действующий семинар республиканского уровня для совершенствования школьных учебников. Об этом заявила заместитель директора Национального института образования по методической работе Людмила Романовская, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

Кто может принять участие в семинаре

Специалист пригласила поучаствовать в семинаре учителей, авторов учебников, тех, кто проводит опытную проверку учебных пособий и рецензентов.

Что включает дорожная карта по улучшению учебных пособий

Кроме того, в стране появилась дорожная карта, направленная на повышение качества школьных учебных пособий. В нее входят различные мероприятия, которые будут проводить для улучшения качества учебников. В частности планируется скорректировать ряд нормативных правовых документов, инструктивно-методические документы, пересмотреть планы выпуска учебников с учетом того, что есть ряд учебных пособий, которые нужно издавать в первую очередь после их существенной корректировки.

Что обсуждали на диалоговых площадках

По словам Л. Романовской, качество учебников постоянно контролируется как профильным ведомством — Минобразования, так и руководством страны. Постоянный анализ помогает выявить недостатки такой литературы и повысить эффективность системы образования. Чтобы улучшить качество учебных пособий, в стране проводились диалоговые площадки, в которых своими суждениями по этому вопросу делились авторы учебников и рецензенты, педагоги и методисты учреждений допобразования, а также те, кто занимается опытной проверкой учебной литературы, работники вузов и другие специалисты. Всего было задействовано около 400 человек.

Так, участники диалоговых площадок обсуждали, соответствует ли объем учебного материала для одного урока времени, которое отводится на его изучение. Кроме того, эксперты старались упорядочить структуру и условные обозначения, применяемые в учебниках, рассматривали возможности расширить изучение предмета за счет дополнительных материалов, размещенных на электронном образовательном портале. Также среди обсуждаемых вопросов — возможность издания учебников для тех, кто хочет изучать предмет на повышенном уровне.

 

У Беларусі створана дарожная карта па павышэнні якасці школьных падручнікаў

У Беларусі створана дарожная карта па павышэнні якасці школьных падручнікаў. Аб гэтым паведаміла намеснік дырэктара Нацыянальнага інстытута адукацыі па метадычнай рабоце Людміла Раманоўская, перадае БелТА. 

Яна падкрэсліла, што пытанні якасці навучальных дапаможнікаў для школ знаходзяцца на пастаянным кантролі не толькі Міністэрства адукацыі, але і кіраўніцтва краіны. «З улікам вынікаў аналізу, выяўленых праблем забяспечваецца работа па ўстараненні недахопаў і павышэнні эфектыўнасці функцыянавання сістэмы адукацыі. Для шырокага абмеркавання пытанняў выкарыстання ў адукацыйным працэсе абноўленых навучальных дапаможнікаў праведзены дыялогавыя пляцоўкі на базе абласных інстытутаў развіцця адукацыі. Мерапрыемствы прайшлі з удзелам міністра адукацыі Андрэя Іванца і яго намесніка Аляксандра Кадлубая. У рабоце дыялогавых пляцовак прынялі таксама ўдзел аўтары навучальных дапаможнікаў, рэцэнзенты, настаўнікі, у тым ліку ўдзельнікі доследнай праверкі, метадысты ўстаноў дадатковай адукацыі дарослых, прадстаўнікі ВНУ. Агульная колькасць удзельнікаў склала амаль 400 чалавек», — праінфармавала Людміла Раманоўская. 

На дыялогавых пляцоўках абмяркоўваліся пытанні аб напрамках удасканалення праграм і дапаможнікаў па вучэбных прадметах, метадычнай падтрымкі настаўнікаў ва ўмовах абнаўлення зместу адукацыі. Удзельнікамі ўзнімаліся пытанні аб адпаведнасці аб’ёму вучэбнага матэрыялу для аднаго ўрока (колькасць вывучаемых элементаў) часу, адведзенаму на яго вывучэнне; упарадкаванні структуры і ўмоўных абазначэнняў навучальных дапаможнікаў па прадмеце; разнастайнасці форм прадстаўлення дадатковых матэрыялаў да дапаможнікаў на электронным адукацыйным рэсурсе (з доступам па QR-кодзе); а таксама аб выданні вучэбных матэрыялаў для павышэння ўзроўню вывучэння прадмета на друкаванай аснове. 

«На аснове атрыманых прапаноў сфарміраваны план мерапрыемстваў — дарожная карта — па павышэнні якасці навучальных дапаможнікаў для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі. Гэтыя мерапрыемствы маюць комплексны характар і прадугледжваюць карэкціроўку нарматыўных прававых і інструктыўна-метадычных дакументаў, удасканаленне метадычнай падтрымкі педагагічных кадраў, удасканаленне механізмаў нацыянальнага навучальнага кнігавыдання, перагляд планаў выпуску навучальных выданняў з улікам неабходнасці першачарговага перавыдання навучальных дапаможнікаў, якія патрабуюць істотнай карэкціроўкі», — адзначыла намеснік дырэктара НІА. 

Усе прапановы з дыялогавых пляцовак будуць сістэматызаваны і абмеркаваны на круглых сталах з аўтарскімі калектывамі, на пасяджэннях прадметных секцый Навукова-метадычнага савета пры Міністэрстве адукацыі. «Больш глыбокаму разуменню, што такое сучасны школьны падручнік, якім ён павінен быць, будзе садзейнічаць работа пастаянна дзеючага рэспубліканскага семінара, які з верасня 2022 года арганізуе Нацыянальны інстытут адукацыі. Мы запрашаем да ўдзелу ў семінары аўтараў навучальных дапаможнікаў, рэцэнзентаў, удзельнікаў доследнай праверкі, педагогаў», — рэзюмавала Людміла Раманоўская.

 

По материалам https://www.belta.by/, https://minsknews.by/, https://zviazda.by/.

 

«Народная асвета» рекомендует: