Основные задачи системы образования столицы на 2022/2023 учебный год были рассмотрены на Минском городском образовательном форуме «Точки роста. Стратегии развития».

В нем приняли участие главы и заместители руководителей администраций столичных районов, начальники управлений по образованию, руководители учреждений образования, представители отраслевого профсоюза. К диалогу дистанционно подключились и коллективы 288 учреждений образования Минска всех ступеней и направлений деятельности.

В Минском городском дворце культуры перед началом педагогического форума открылась тематическая выставка «Образование столицы: территория успешного обучения и воспитания» по модулям: специальное образование; цифровое пространство столичного образования; воспитание в системе образования; профессионально-техническое и среднее специальное образование; организация школьного питания.

На пленарном заседании образовательного форума Министр образования Андрей Иванец обратил внимание руководителей и педагогов на необходимость четкой позиции по отношению к школе как к государственному учреждению образования. Учебное заведение – государственный социальный институт, реализующий государственную политику в области образования. Именно поэтому воспитание уважительного отношения к государству, его символам, идеологии было, есть и будет оставаться первоочередной задачей.

Большое внимание в выступлении уделено вопросам идеологической и воспитательной тематики. В настоящее время наиболее актуальным является вектор, направленный на воспитание у детей и молодежи гражданских качеств личности.

Также руководителем ведомства была затронута проблематика взаимоотношений школы и семьи. Педагоги должны помочь родителям осознать, что самыми эффективным средством воспитания в семье является личный пример. Задача состоит в достижении единства взглядов, целей и задач воспитания, максимально полного взаимопонимания и согласованности действий семьи и школы.

Совершенствованию деятельности по оказанию педагогической поддержки и психологической помощи семьям в воспитании детей направлен республиканский проект «Родительский университет», который является одним из компонентов системы работы с законными представителями учащихся, ориентирован на повышение их педагогической и психологической культуры, формирование ответственного, позитивного родительства. С целью привлечения к участию в реализации проекта максимального количества родителей часть мероприятий проекта должна проводиться в шестой школьный день.

Важный момент – обеспечение доступности качественного дошкольного образования. В этой связи Министр образования сделал акцент на необходимости обеспечить в полном объеме реализацию региональных и территориальных планов мероприятий по обеспечению детей местами в учреждениях дошкольного образования, а также рассмотреть возможности создания дополнительных мест за счет увеличения наполняемости групп в микрорайонах-новостройках.

«Вопрос обеспечения доступности и качества дошкольного образования должен быть на личном контроле местной власти. В зоне особого внимания – обеспечение безопасных условий пребывания детей в учреждениях дошкольного образования, принятие действенных мер по предупреждению детского травматизма и заболеваемости», – подчеркнул Андрей Иванец.

На педагогическом форуме прозвучала также информация, что Министерством образованием приняты значительные меры по популяризации профессионального образования среди молодежи.

В частности, новыми Правилами приема для получения среднего специального образования установлен порядок зачисления абитуриентов в учреждения среднего специального образования по конкурсу среднего балла документа об образовании; согласно требованиям новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании вступила норма о снятии территориальных ограничений в отношении местонахождения заказчиков кадров на условиях целевой подготовки (заказчиками могут быть организации, находящиеся в любых населенных пунктах, в том числе и в Минске); будет приведена к единому виду сеть учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального и профессионально-технического образования – колледж.

В этой связи руководством отрасли поставлена задача: начиная уже с 1 сентября, необходимо активизировать и консолидировать работу учреждений образования, органов управления образованием, отраслевых структурных подразделений облисполкомов, Мингорисполкома, направленную на проведение профориентации школьников, повышение престижности и значимости рабочих профессий. Особое внимание следует обратить на привлечение к участию в такой работе организации-заказчиков кадров.

В новой редакцией Кодекса об образовании государственная политика в сфере образования дополнена принципом инклюзии в образовании. Таким образом, законодательно закреплены достижения страны в обеспечении равного доступа к получению образования для всех обучающихся с учетом предписаний международных актов, в том числе Конвенции ООН о правах инвалидов.

«Мы много говорим и о принятии мер по созданию доступной среды жизнедеятельности для обучающихся. Для решения этих вопросов предусмотрены мероприятия государственных программ. Прошу обеспечить выполнение установленных целевых показателей Государственной программы «Социальная защита» на 2021-2025 годы по созданию доступной среды в учреждениях образования с учетом комплексного подхода в полном объеме», – обозначил Министр образования.

В фойе Минского городского дворца культуры состоялась церемония награждения педагогических работников и вручение наград за особые достижения в профессиональной деятельности.

Пресс-центр Министерства образования.
 
 

«Мы должны ценить труд учителя, директора». Н. Кочанова приняла участие в августовском педсовете

Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Наталья Кочанова приняла участие в работе форума педагогических работников «Столичное образование: точки роста и стратегии развития» 29 августа, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Н. Кочанова в своем выступлении отметила, что система образования для Беларуси – приоритетное направление государственной социальной политики. И этой сфере Глава государства уделяет пристальное внимание.

– Президент ежегодно проводит совещания с педагогическим активом. В этом году оно состоялось с руководством страны, которое решает задачи в системе образования. Были четко определены направления развития системы. Это не только обучение предметам, но и воспитание человека патриотом своей страны. В Год исторической памяти это особенно важно. Актуальность поставленных задач обусловлена и современностью – происходит геополитический раздел мира. И только действительно преданные своей стране и народу люди могут делать так, чтобы она развивалась, чтобы у нее было будущее. На педагогов возложена серьезная ответственность по воспитанию подрастающего поколения, – сказала председатель Совета Республики.

Н. Кочанова также акцентировала внимание на кадровом вопросе в системе образования.

– Мы должны понимать, кто работает в наших школах, и трепетно относиться к людям, трудившимся много лет, создававшим образование Минска. Именно трепетно. И передавать славные традиции из поколения в поколение, – отметила Н. Кочанова и призвала ценить труд учителя, директора.

На форуме также шла речь об оценке качества работы каждого столичного учреждения образования. К слову, в Минске разработали критерии и показатели деятельности школ и гимназий города по 29 направлениям.

– Глава государства всегда говорил о несвойственных функциях педагогов, о том, что необходимо разгрузить учителя, дать ему возможность индивидуально подходить к воспитанию и обучению ребенка, – сказала Н. Кочанова, подчеркнув, что работа по оценке деятельности школ не должна стать дополнительной «бумажной» нагрузкой педагога.

В своем выступлении спикер сделала акцент и на развитии инклюзивного образования.

– По этому вопросу проводили совещание. Сегодня мы практически ушли от специализированных школ, интегрировали детей в обыкновенные школы, гимназии, где они учатся, имея разные заболевания, – рассказала Н. Кочанова. – Мы приняли решение в Совете Республики – создать соответствующий совет, который будет координировать работу по развитию инклюзивного образования. Я его возглавлю, подбирается состав. Это необходимо для того, чтобы наши дети могли полноценно учиться в школе, рядом со своими сверстниками, которые хорошо усваивают школьную программу, имеют достижения и результаты в учебе.

Фото Сергея Пожоги

 
Источник: Минск-Новости
 

Иванец: мы ведем целенаправленную работу, чтобы наши выпускники приходили в экономику страны

Андрей Иванец
Андрей Иванец
 

Министерство образования совместно с комитетом по образованию Мингорисполкома и главными управлениями по образованию областей ведет целенаправленную работу, чтобы выпускники наших учреждений образования приходили в экономику страны. Об этом заявил министр образования Андрей Иванец на Минском городском форуме педагогических работников "Столичное образование: точки роста и стратегии развития", передает корреспондент БЕЛТА.

"Сегодня мы говорим, что система образования - это подготовка кадров для всей страны. В этой связи Министерство образования совместно с комитетом по образованию Мингорисполкома и главными управлениями по образованию областей ведет целенаправленную работу, чтоб выпускники наших учреждений образования приходили в экономику страны. Ведь основа нашей сильной экономики - это сильные регионы. В этой связи Минск занимает особое место. Потому что это столица, это один из самых больших контингентов, которые обучаются и на уровне учреждений дошкольного образования, и общего среднего образования, ну, и, конечно, это Мекка студентов", - сказал Андрей Иванец.

Председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев в свою очередь отметил, что сфера образования Минска всегда показывает высокие результаты. "Много учащихся наших школ в этом году успешно завершили обучение, многие получили золотые и серебряные медали. Очень важно, что подавляющее большинство ребят поступили в те учебные заведения, которые для себя выбрали. У них впереди большой путь, и хотелось бы, чтобы они прошли его достойно. Что касается педагогической общественности, то школы в Минске работают творчески по самым различным направлениям, много учителей являются новаторами. Хочется, чтобы все лучшее максимально внедрялось в наших школах. Сегодня как никогда актуальны вопросы воспитательной работы, патриотического воспитания в школах. Каждый ребенок должен расти патриотом, и школа много должна для этого сделать", - подчеркнул он.

 

Говоря об инклюзивном образовании, Андрей Иванец констатировал, что в стране на данный момент проживают 173 тыс. детей с особенностями психофизического развития. "К сожалению, каждый год эта цифра возрастает в среднем на 12 тыс. человек. Это наши дети. И сегодня мы создаем все необходимые условия не только для оказания им ранней коррекционно-развивающей помощи, но и для получения ими образования. Так вот охват ранней помощью и образованием таких детей составляет 99,9% по стране. Это очень высокий охват. Безбарьерной средой наши учреждения образования охвачены примерно в 60-65% случаев. Кроме того, новой редакцией Кодекса об образовании, которая вступает с 1 сентября, определено инклюзивное образование, которое предусматривает отдельную работу по созданию всех необходимых условий не только для поддержки детей с особенностями психофизического развития и их обучения, но и для получения ими профессии с последующей социализацией. В этой связи Министерством образования совместно с Министерством здравоохранения и Министерством труда и социальной защиты в настоящее время разработана и принята совместная дорожная карта сопровождения детей с ОПФР от рождения до зрелости", - отметил министр.

В Минске прошел городской форум педагогических работников "Столичное образование: точки роста и стратегии развития". Его целью стал анализ работы столичной системы образования за прошлый учебный год, определение приоритетных направлений совершенствования образовательного процесса в учреждениях образования, постановка задач на новый учебный год.

 

Фото Максима Гучека