На занятиях по биологии в столичной гимназии № 7 можно совершить виртуальное путешествие по человеческому телу. Как это работает, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».

Лирическое отступление

У 7-го класса в расписании — урок биологии. Его ведет учитель с 17-летним стажем Юлия Трубач.

— Какой русский поэт любил осень? — спрашивает Юлия Анатольевна у школьников, обращая их внимание на пейзажи за окном. А там солнце щедро заливает лучами стройные березы, отдавая листьям позолоту. — Верно, Александр Пушкин. Классика можно назвать летописцем. В своих произведениях он отражал важные вехи той эпохи, в которой жил и творил.

И предлагает школьникам вставить пропущенное слово в один из его драматических отрывков.

Царица грозная, …,

Теперь идет на нас сама

И льстится жатвою богатой;

И к нам в окошко день и ночь

Стучит могильною лопатой…

Школьники понимают смысл строк не сразу, но мрачные нотки улавливают. А после рассуждений догадываются: грозная царица — это чума.

— Вот и замечательно, — говорит педагог. — Тема нашего занятия — роль бактерий в нашей жизни и болезни, которые они провоцируют.

Спустя мгновение класс становится «лабораторией» по изучению холеры, коклюша, туберкулеза, столбняка… Дети самостоятельно ищут информацию о симптомах и профилактике опасных заболеваний. Кто-то в учебнике, кто-то с помощью электронных гаджетов. Выясняется, что это все недуги прошлого — человечество их фактически победило, и эпидемии не случаются.

Но возник вопрос: зачем мы их тогда изучаем? Чтобы не наступить на одни и те же грабли! Люди давно стали защищать себя прививками, правда, в последнее время в разных уголках мира забытые заболевания дают о себе знать, фиксируются даже случаи чумы.

— Поэтому не стоит отказываться от вакцинации, — поясняет Юлия Анатольевна. — Важно также соблюдать личную гигиену, вести здоровый образ жизни.

Внутреннее состояние

Семиклассников на уроке ждало еще одно открытие: бактерии бывают не только болезнетворными и смертельно опасными, но и полезными. Многие из таких прекрасно живут себе в теле человека. Учитель предлагает… отправиться к ним в гости — в наш организм! Не сказать, что такое заявление шокировало детей. Они с начала урока поглядывали на шлемы виртуальной реальности, заблаговременно разложенные на партах. И ожидали путешествия.

В теле человека живет от 30 триллионов до 50 триллионов бактерий. Хороший совет: если почувствуете себя одиноким, вспомните про них, и вам сразу станет веселее.

С помощью VR-очков дети встретились с микроскопическими формами жизни буквально лицом к лицу. Они путешествовали по носу, спускались в ротовую полость, а затем в желудок. Маршрут координируется с помощью джойстика. Если какая-то бактерия на пути вызывает особенный интерес, можно остановиться и рассмотреть ее со всех сторон. Бифидобактерии, разные стафилококки и фирмикуты…

— Только в одном рту больше бактерий, чем людей на планете! — громко произносит семиклассник Стас, впечатленный виртуальным путешествием.

— А на экране смартфона этих организмов больше, чем в общественном туалете, — узнала ужасающий факт его одноклассница и резюмировала: — Гаджет следует чаще дезинфицировать.

После 45-минутного занятия, которое пролетело незаметно, дети поделились своими впечатлениями.

— Ты всецело погружаешься в этот виртуальный мир. Не урок, а приключение. И запоминаешь информацию лучше, нежели прочитав ее в учебнике. Вообще, я считал, что бактерии — это вредители. Но ведь они нас и защищают, — замечает Стас.

Учат добывать и анализировать информацию

В гимназии № 7, где преподает Ю. Трубач, с прошлого года внедряют в образовательный процесс технологии виртуальной реальности:

– Мы давно отошли от образца скучного урока, когда учитель опирается сугубо на учебник, диктуя детям информацию. Сегодня важно максимально вовлечь школьников в активную познавательную деятельность. Когда готовлюсь к уроку, конечно, опираюсь на программу. Но в какой форме, с помощью каких методов буду преподносить знания — это выбор учителя, его творчество.

Работаем в связке с белорусскими программистами. Шлемы виртуальной реальности — это новая форма получения знаний на уроках. С прошлого года в сотрудничестве с IT-компанией разрабатываем специальные ролики, программное обеспечение для VR-оборудования. Уже есть сюжеты для 8-х классов, приступили к созданию видео для 7-х. Как учитель, я выступаю в роли заказчика виртуального контента. Он соответствует теме конкретного параграфа, отражает учебную программу. А отечественные программисты все это реализуют. Разработка одного ролика — процесс кропотливый, длительный. Может уйти три месяца. Но ученики, опробовав технологию, остались под впечатлением. Кроме того, повышается их мотивация к познанию нового.

Биология — один из основных предметов, который дает понимание устроенности мира. В 7-м классе изучаем бактерии, растения — ядовитые, лекарственные, съедобные, в 8-м — например, разнообразие червей. Кажется, зачем? Но ведь на самом деле среди всех этих нелицеприятных организмов много паразитов. Изучая их, знаем, как уберечься. Говорим о многообразии животных, их естественной среде обитания. Фактически каждый урок — это воспитание человека, воспитание патриота. Даже на занятиях по биологии. Когда проходим тему о птицах, дети разгадывают анаграммы, в распространенных белорусских фамилиях угадывают названия пернатых. Какая птица кроется в фамилии Пугач? Оказывается, филин. А как нам не упомянуть на уроках биологии нашу легенду о папараць-кветке? Проводим мини-исследование: цветет папоротник или нет, изучаем, как растение размножается. И для детей это всегда маленькое открытие.

В детстве мечтала стать врачом. Но перед глазами был пример моей тети — учительницы, которая, несмотря на преклонный возраст, остается верна школе до сих пор. И не понимает, как можно жить без уроков. Потому я поступила в педагогический университет, выбрав биологию. В профессии уже 18-й год и ни разу об этом не пожалела. Главное качество современного учителя — постоянное самообразование. Педагог не может быть статичным. Время диктует новые направления, надо уметь их улавливать, чувствовать тенденции. И любой учитель скажет, что его лучший урок впереди. Всю жизнь он готовится к своему лучшему занятию. Сегодня в образовании уделяется много внимания метапредметности. То есть школа должна развивать компетенции, которые пригодятся ребенку во взрослой повседневной жизни. И прежде всего это умение добывать и анализировать информацию.

Фото Сергея Лукашова

ЮЛИЯ БУРДО

По материалам https://minsknews.by/.

 

«Народная асвета» рекомендует: 

Біялогія, 6 клас

 М. Д. Лісаў

Падручнік для 6 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. 

3-е выданне, перагледжанае.

 5.07 руб.

 

Биология, 7 класс

 Н. Д. Лисов

Учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. 2-е издание, переработанное.

 5.10 руб.

 

Біялогія, 9 клас

А. Л. Барысаў, А. А. Анціпенка, А. М. Рагожнікаў

Падручнік для 9 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання.

 11.88 руб.

 

Біялогія, 10 клас

 С. С. Маглыш, В. А. Краўчанка, Т. Я. Даўгун

Вучэбны дапаможнік для 10 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання.

 10.17 руб.

 

Биология, 11 класс

М. Л. Дашков, А. Г. Песнякевич, А. М. Головач

Учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения (с электронным приложением для повышенного уровня).

 6.58  руб.

 

Біялогія, 11 клас

 М.Л. Дашкоў, А.Г. Песнякевіч, А.М. Галавач

Вучэбны дапаможнік для 11 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання (з электронным дадаткам для павышанага ўзроўню).

 13.78 руб.

 

Методика преподавания биологии

И. И. Концевая

Цель учебного пособия — оказание помощи студентам в овладении основами методики преподавания биологии в рамках курса «Методика преподавания биологии с основами воспитательной работы». В пособии последовательно рассматриваются основные программные вопросы методики преподавания биологии, даны методические указания по проведению практических работ, вопросы для самоконтроля.

Учебное пособие адресовано студентам специальности «Биология (научно-педагогическая деятельность)», учителям биологии учреждений общего среднего образования.

37.97 руб.