Совещание по вопросам социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра с участием представителей различных ведомств прошло в Минске 25 октября в СШ № 104 им. Р. Н. Мачульского, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

– Сегодня нам важно обсудить, как централизовать работу с такими детьми, – отметил, открывая совещание, заместитель председателя Мингорисполкома Артем Цуран. – Некоторые учреждения образования, где обучаются ребята с расстройствами аутистического спектра, замыкаются в себе, а мы должны комплексно решить все задачи, связанные с пребыванием этой категории детей в школе, а также вопросы их дальнейшей социализации.

Участники совещания отметили, что детей с расстройствами аутистического спектра немного (до 3 % от общего числа ребят с особенностями психофизического развития), они, как правило, имеют неплохой интеллект и при своевременно начатых специальных занятиях в некоторых случаях к концу учебы даже отказываются от помощи педагогов сопровождения (тьюторов).

Заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Ирина Чернявская рассказала, что в городе действуют ресурсные центры для помощи педагогам, создана региональная модель помощи ребятам с аутизмом. Кроме этого, для них предусмотрена возможность бесплатного посещения школьных бассейнов (начиная с 3-й четверти нынешнего учебного года) и кружков по интересам в центрах дополнительного образования. Педагоги, работающие с этой категорией детей, проходят курсы повышения квалификации. Тем не менее определенные проблемы существуют. Одна из них – взаимодействие с родителями, которые зачастую не хотят признавать медицинское заключение. Профессиональное выгорание учителей приводит к частой сменяемости кадров, а обучение специалистов некоторым современным программам работы с детьми-аутистами возможно только за пределами Беларуси на платной основе. Возникла и необходимость специального обучения инструкторов по плаванию для занятий в бассейнах.

– Представители управления спорта и туризма Мингорисполкома свяжутся с руководством академии физвоспитания, чтобы решить вопрос о подготовке инструкторов по плаванию. Занятия с детьми-аутистами в бассейнах должны начаться с третьей четверти, 8 января, – поручил заместитель председателя Мингорисполкома.

Также А. Цуран уточнил возможности профессионального обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

– Перечень профессий ограничен по медицинским показаниям? Можно ли расширить эти границы? И проводить медкомиссии не зимой, а осенью, чтобы колледжи могли формировать структуру приема, заранее планировать места для этих ребят. Кроме этого, нужно предусмотреть возможность последующего трудоустройства выпускников, – поручил заместитель председателя Мингорисполкома.

Также в рамках совещания была организована работа выставки «Создание условий для обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в каждом административном районе г. Минска». Своими наработками в этой области с коллегами поделились представители всех районов столицы. Также участники встречи познакомились с условиями, созданными для организации образовательного процесса с учащимися с особенностями психофизического развития, в том числе с детьми с расстройствами аутистического спектра, в СШ № 104.

Фото Сергея Лукашова

ЕКАТЕРИНА ЦИРКУН

Источник: Минск-Новости

 

«Народная асвета» рекомендует: 

Дети с инвалидностью: пути интеграции в социум

 Т. В. Лисовская, А. Р. Маллер

Авторы книги делятся с читателями своим теоретическим и практическим опытом, интересными методическими находками в работе с детьми с инвалидностью (с выраженными нарушениями психофизического развития).

Рекомендуется педагогам, студентам педагогических специальностей, будущим учителям-дефектологам, работникам социальной сферы, родителям, тьюторам.

 21.17 руб.

 

Изучаем части суток

И. В. Ковалец 

Пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста с лёгкой интеллектуальной недостаточностью 1–5 годов обучения. На первом и втором годах обучения рассматриваются темы «День», «Ночь», на третьем и четвёртом добавляются темы «Утро» и «Вечер. Пятый год — обобщение и закрепление изучения всех частей суток. Пособие содержит интересные и доступные задания, которые помогут формировать у детей представления о времени и частях суток, будут способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи.

5.44 руб.

 

Коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями (с аутизмом)

И. В Ковалец

В пособии анализируются теория и практика оказания помощи детям с аутизмом в Республике Беларусь, излагаются вопросы психолого-педагогического изучения аутистических нарушений, особенности оказания коррекционной помощи, основы консультативной работы с родителями.

Книгу можно приобрести в магазинах ОАО «Белкнига», РУП «Академкнига», книжном магазине «Адукацыя», на сайте OZ.bywildberries.by, а также найти в библиотеках страны. 

 

Обучение математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью

В. П. Гриханов, Т. В. Лисовская, М. Е. Скивицкая

Учебно-методическое пособие представляет собой основные содержательные линии, которые отражают сущность компетентностной основы обучения математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью: коррекционные возможности содержания, методы и приемы обучения, использования электронных средств обучения математике; примерный перечень практических заданий, примерное планирование учебного материала.

 19.20 руб.

 

Учимся рассказывать и говорить правильно

И. К. Боровская

Учебное наглядное пособие «Учимся рассказывать и говорить правильно» разработано с учётом инновационных подходов к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Задания разного уровня сложности учитывают жизненный опыт ребёнка и призваны способствовать не только коррекции речи, но и развитию произвольного внимания, памяти и мышления.

В пособие включены также задания, способствующие развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму.

 17.40 рублей.

 

Формирование жизненных компетенций у детей с инвалидностью

Т. В. Жук и другие 

Данное пособие знакомит педагогов и всех заинтересованных лиц с педагогическими основами формирования жизненных компетенций у детей и подростков с инвалидностью, обучающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Авторы делятся с читателями практическим опытом, интересными находками в работе с очень сложной, неоднородной по составу категорией детей и подростков — детьми с тяжелыми множественными нарушениями.

27.60 рублей.

 

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 1

 Е. В. Рахманова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова

Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 2 класса специальных общеобразовательных школ для детей с нарушением слуха. В двух частях. Часть 1. 

Рабочая тетрадь по русскому языку предназначена для организации работы учащихся 2-го класса специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха.

Тетрадь разработана в соответствии с учебным пособием «Русский язык, 2 класс» авторов Е. В. Рахмановой и др. В неё включены практико-ориентированные задания, выполнение которых будет способствовать усвоению учебного материала. Задания можно выполнять как на уроках, так и дома.

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 1

16.44 руб.

 

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 2

 Е. В. Рахманова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова

Рабочая тетрадь по русскому языку предназначена для организации работы учащихся 2-го класса специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха.

Тетрадь разработана в соответствии с учебным пособием «Русский язык, 2 класс» авторов Е. В. Рахмановой и др. В неё включены практико-ориентированные задания, выполнение которых будет способствовать усвоению учебного материала.

Задания можно выполнять как на уроках, так и дома. 

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 2

 14.67 руб.