Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


Ее ученики — победители республиканских олимпиад по химии, призеры международных олимпиад. 12 стали лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов. Корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщалась с минчанином года в области среднего образования учителем химии столичной гимназии № 37 Светланой Шатило.

— Светлана Станиславовна, обычно педагоги рассказывают, что об этой профессии мечтали с детства. И у вас так?

— Нет. У меня совсем другая история. Сначала я поступила в вуз на производственное отделение, но подруга уговорила меня перевестись на педагогический поток. Так хотелось учиться с ней, что, недолго думая, сделала этот шаг. Ни о чем не жалею.

— Как складывался ваш трудовой путь?

— После института распределения у меня не было. Я оканчивала вуз в 1990-е, тогда складывалась напряженная ситуация с работой. Удалось попасть в 130-ю школу в группу продленного дня, и я ощутила счастье от того, что хотя бы какие-то деньги могу принести в семью. Потом устроилась в СШ № 127, там трудилась около 25 лет. В 2015-м директор Ирина Даненкова пригласила меня на работу в гимназию № 37.

— В советские времена учителя, врачи, инженеры считались элитой общества. Как думаете, в этом плане что-то изменилось?

— Когда я оканчивала школу, профессия учителя была и правда престижной. Сейчас, что скрывать, отношение к ней иное. Даже молодые люди, которые поступают в педагогический вуз, далеко не всегда продолжают путь в этом направлении. Уходят те, у кого мечты не совпали с реальностью. И дело не в оплате учительского труда. Думаю, каждый знает, что зарплата педагога далеко не такая, как, скажем, у айтишника. Изначально, когда ты собираешься стать педагогом, должна быть любовь к детям, призвание, что ли, а также понимание, что учиться придется всю жизнь.

— Своих первых учеников помните?

— Это сильный класс с углубленным изучением математики. А тот, кто с математикой на «ты», химию схватывает на лету. У меня учились дети, которым было достаточно послушать информацию на уроке, чтобы знать предмет. Задачи они решали устно и сразу выдавали ответ. Знаю, некоторые потом связали свою профессию с химией. С такими ребятами работать одно удовольствие. Я в педагогике 31 год, но этот выпуск помню до сих пор.

— Какие они, современные ученики?

— Для детей, которых я учила в начале своего профессионального пути, слово учителя было законом и истиной. Наставника слушали с раскрытым ртом. Уважительное отношение чувствовалось и со стороны родителей учащихся. Я в свою очередь боялась уронить честь, старалась оправдать ту высокую миссию, которая на меня возложена, — учить и воспитать молодое поколение. Сегодня все изменилось. Преподаватель обязан завоевывать авторитет буквально на каждом уроке. Заслуги воспринимаются как должное, а ошибки рассматриваются под микроскопом. Да и процесс обучения раньше был иной. Детям приходилось добывать информацию, готовить доклады, рефераты, долго находиться в библиотеке.

Теперь все по-другому. Информацию можно получить быстро. Ребенок без труда отыскал что-то в интернете, но зато потом благополучно об этом забыл. Конечно, плюсы в современном обучении есть. Ребята могут наглядно увидеть любые опыты, популярная красочная химия сейчас очень востребована. Кроме того, не составляет труда отыскать и посмотреть ролики преподавателей или популярных блогеров со всего мира. Сложные вещи понять и запомнить проще, даже сами ученики снимают подобные уроки. Когда равный обучает равного, легче воспринимать информацию.

— Думаю, благодаря опыту вы уже способны определить ученика, одаренного в химии, на глаз.

— Это видно после первой письменной работы. Кто-то на вопрос: «Для чего нужна спиртовка?» — напишет: «Чтобы наливать туда спирт». Другой предположит: «Чтобы зажечь и посмотреть, как горит спирт». А третий ответит: «Спиртовка — это прибор, который служит для нагревания и сжигания веществ в химической посуде». И я понимаю: это мой человек.

— Сегодня детям интересен предмет «химия»?

— Давайте разбираться. Вот работа, которую писали ребята из 10-го класса. Откроем любую. Посмотрите, как подробно описано задание, правильно решена задача. Обратите внимание, сколько написано в следующей работе. Здесь тоже… Причем это даже не профильный класс, а ребята, далекие от химии. Мне есть что проверять. Значит, смею надеяться, что я хорошо преподнесла материал и ученикам интересно. Иначе им нечего было бы сказать.

— Говорят, в наших школах стараются подавить учащегося и вырастить послушного исполнителя, не способного на самостоятельные решения. Что ответите?

— С такой постановкой вопроса я не согласна. Да, в советской школе более авторитарно относились к ученикам. Они на самом деле где-то не смели поспорить или высказать свою точку зрения. Сегодня все иначе. Преподаватели уважительно и по-доброму относятся к ребятам, к каждому стараются найти подход. Но и субординацию никто не отменял. Педагог должен быть авторитетом, а не панибратом, которого можно похлопать по плечу. Такого заигрывания я не понимаю и не допускаю. Никто не говорит, что учащийся должен бояться учителя, а педагог — непременно давить ребенка своей властью. Быть деспотом педагогу никто не позволит. В нынешней школе это недопустимо.

— А каков, на ваш взгляд, современный учитель?

— За всех ответить не берусь, но про себя скажу, что стараюсь работать так, как подсказывает совесть. Мне интересен мой предмет, нравится делиться знаниями с ребятами. И вижу ответную реакцию, когда смотрю в глаза учеников. Если наблюдаю, что им скучно, отвлекаются, тогда ищу причину в себе. Значит, завтра должна построить материал по-новому, чтобы он стал доступнее.

— Как сохранить интерес к профессии, когда трудишься в ней уже 30 лет?

— Учатся дети — развиваюсь и я. Без конца стараюсь черпать что-то новое, иду в ногу со временем, постоянно занимаюсь самообразованием. По-другому в школе сейчас работать не получится.

Справочно

Светлана Шатило четыре раза становилась лауреатом премии специального фонда Президента Беларуси по поддержке одаренных учащихся и студентов, награждена нагрудным знаком Министерства образования Республики Беларусь «Отличник образования», поощрялась благодарностью председателя Совета Республики Национального собрания Беларуси, благодарностью председателя Мингорисполкома.

Фото Тамары Хамицевич

Марина Леошко

Источник: Минск-Новости

 

«Народная асвета» рекомендует: 

Хімія, 9 клас

 І. Я. Шымановіч

Вучэбны дапаможнік для 9 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання.

 5.18 руб.

 

Сборник задач по химии, 10 класс

Вадим Э. Матулис, Виталий Э. Матулис, Т. А. Колевич

Учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения (базовый и повышенный уровни).

 24.00 руб.