Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


Как понять мамам и папам, что у ребенка есть проблемы с речью и необходима помощь логопеда? Всем ли детям нужна консультация специалиста? Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с логопедом-дефектологом Анастасией Шубенковой.

Анастасия окончила Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка и уже два года трудится учителем-дефектологом в столичной средней школе № 223 имени Иона Солтыса. Еще в студенческие годы девушка работала в частном логопедическом центре.

 

Непокорные звуки

— Анастасия, на какие особенности речи ребенка нужно обратить внимание? В каких случаях нужна консультация специалиста?

— Если малыш картавит, гнусавит, шепелявит, т. е. искажает звуки, нужно посетить логопеда. Это речевые нарушения — сами они не исправятся. Если у первоклассника возникли проблемы с чтением и письмом, после второй учебной четверти обязательно сходите к школьному логопеду. Также вы всегда можете обратиться за консультацией в районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: возможно, у ребенка логопедические или психологические проблемы.

Заметили, что у сына или дочки после какой-либо травмы (падения, ушиба, легкого сотрясения мозга) начались проблемы с письмом (пропуск букв, слогов, написание мимо строчек) — проверьтесь не только у логопеда, но и у невропатолога. Возможно, это симптомы серьезной черепно-мозговой травмы и афазия (приобретенное расстройство речи, которое может возникнуть после повреждения мозга. — Прим. авт.).

В логопедии действует правило: чем раньше начать коррекцию, тем меньше проблем будет в будущем. Специалист занимается не только постановкой звуков. Его работа обязательно комплексная. В нее входят развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, работа мелкой моторики и т. д. На занятиях логопед вместе с ребенком развивают подвижность артикуляционного аппарата, работают со звуками, выполняют упражнения на формирование фонематического слуха, построение лексико-грамматического процесса.

дети ребенок домашнее задание школьник
Фото носит иллюстративный характер, pexels.com

 

Повторение — мать учения

— Какие ошибки допускают родители, когда ребенок начинает заниматься с логопедом? Что необходимо делать маме и папе, чтобы помочь чаду достичь лучшего результата?

— Самые распространенные ошибки, которые встречаются в моей практике, это поиск родителями мгновенного чудесного метода, отсутствие четкого распорядка и системы занятий, принуждение или, наоборот, безразличное отношение к занятиям, игнорирование домашнего задания и рекомендаций логопеда.

Особая роль мам и пап в исправлении речевых нарушений заключается в том, что при использовании материала, который им дают, они получают возможность закрепить приобретенные на занятиях речевые навыки и умения в свободном речевом общении.

— Стоит ли родителям вести малыша к специалисту, если признаков логопатии нет?

— Сейчас достаточно информации в Сети, чтобы узнать нормы речевого развития ребенка. За консультацией можно обратиться всегда, например, в поликлинику. Если малыш посещает детский сад, там тоже есть логопед, который каждый год проводит диагностику. Вы можете проконсультироваться у него.

— В каком возрасте необходима обязательная консультация логопеда и нужна ли она всем без исключения?

— Поскольку речь ребенка не статична, а непрерывно развивается, становится все более совершенной, каждый год необходимо проверять у логопеда ее соответствие определенным параметрам речевого развития. Начиная с 3-летнего возраста нужно раз в год проходить профосмотр у специалиста. Кстати, если ребенок ходит в сад, то логопед вместе с другими врачами осматривает детей ежегодно. Такой профилактический осмотр подходит только в том случае, если речь малыша развивается в соответствии с возрастными нормами. Если же у родителей есть хоть малейшие сомнения или подозрения, с визитом к логопеду лучше не тянуть.

библиотека дети книга

 

Трудности выбора

— Многие логопеды оказывают услуги на платной основе, в столице даже работают несколько частных центров. На что обратить внимание при выборе специалиста?

— Есть несколько общих требований, которые помогут сориентироваться. Узнайте, есть ли у логопеда диплом профильного вуза, имеется ли опыт работы по специальности, повышает ли он регулярно квалификацию. Уточните, какие дополнительные специализации получил, трудится долгое время на одном рабочем месте или часто меняет их, специализируется ли на конкретном диагнозе или умеет все.

При выборе специалиста полезны рекомендации друзей, родственников, коллег. Особенно если их мнению вы уже доверяли в других ситуациях, у детей которых похожие нарушения. В данном случае это не просто сарафанное радио, а удачный опыт знакомых. Тут не идет речь о рекламе и обсуждается не человеческий фактор, а только профессионализм.

— Анастасия, какие специальные книги вы посоветуете родителям?

— Конечно же, многие мамы и папы, обратив внимание на речь своего ребенка, хотят где-то ее улучшить, если им кажется, что есть проблемы. Сделать это без помощи логопеда довольно сложно. Чем больше заниматься, тем скорее получишь нужный результат. Так и во всем в жизни.

Не стоит покупать логопедические энциклопедии и литературу, предназначенную для специалистов. Для развития речи в раннем возрасте идеально подходят различные рабочие тетради, которых сейчас великое множество. Выбирать нужно внимательно, так как некачественной продукции, к сожалению, тоже хватает.

автокресло

Подготовила Надежда Рудомина

Фото из личного архива Анастасии Шубенковой, архива и открытых интернет-источников

Источник: Минск-Новости

 

«Народная асвета» рекомендует: 

Учимся рассказывать и говорить правильно

И. К. Боровская

Учебное наглядное пособие «Учимся рассказывать и говорить правильно» разработано с учётом инновационных подходов к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Задания разного уровня сложности учитывают жизненный опыт ребёнка и призваны способствовать не только коррекции речи, но и развитию произвольного внимания, памяти и мышления.

В пособие включены также задания, способствующие развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму.

 17.40 рублей.