Как работает инклюзивное образование в столичной школе № 59, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Инклюзивное образование – это процесс обучения и воспитания, при котором люди с физическими, психическими, интеллектуальными и иными особенностями обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности. Главные принципы такого подхода – показать детям, что ценность человека не зависит от его способностей, каждый имеет право на общение, все люди нуждаются друг в друге.
– Столичная школа № 59 самая большая по охвату инклюзивного образования детей, – рассказывает ее директор Наталья Чухманова. – Здесь работает 13 классов интегрированного обучения, в которых обучаются 62 ребенка с особенностями психофизического развития. Исходя из диагноза и заключения, которое дает центр коррекционно-развивающего обучения, подбирается специальная образовательная программа.
По этой программе ребята с инвалидностью проходят основные школьные предметы с преподавателем-дефектологом. Классный час, музыку, труд и физкультуру – с ровесниками в общем классе.
– На занятиях дети все делают вместе, – говорит Н. Чухманова. – Принимают пищу в столовой, плавают в бассейне, ходят в группу продленного дня. Школа работает 10 лет, поэтому сейчас не только младшие классы инклюзивные, но и старшие. Школьники с особенностями развития обучаются на год дольше – вместо четырех младших классов у них пять.
Родители «особенных» детей охотно ведут в обычные школы. А вот мамы и папы ребят, у которых нет инвалидности, относятся к интеграции настороженно.
– Есть родители, которые не всегда понимают, что обучать детей вместе – это необходимость, – комментирует директор школы. – Однако есть весомые плюсы у такого образовательного процесса. Например, в стандартном классе 30 человек, а в инклюзивном – всего 20. Из них только 5 детей ненормотипичные. На основные занятия их забирает дефектолог. В кабинете остается 15 учеников, преподаватель может уделять им больше внимания. В маленьких классах реже встречаются проблемы с дисциплиной во время урока, ребята более сосредоточены, полностью погружены в учебу. Классным руководителем в интеграцию мы ставим только опытных педагогов с высшей категорией.
По словам собеседницы, перед тем как внедрить в новый класс инклюзию, с учениками работает психолог.
– Был случай, когда в пятый класс пришли новые дети, которые никогда не учились в интегрированном классе, – вспоминает Н. Чухманова. – Дети с особенностями очень добрые и приветливые, им всегда хочется кого-то обнять. Те, кто с этим не сталкивался, не могли понять, почему так происходит. Психолог ребятам объяснил, как поступать в такой ситуации, что никого не нужно выделять, со всеми можно дружить и проводить время.
В будущем, когда дети столкнутся с людьми с инвалидностью, будут к этому готовы. Не будет пренебрежения, которое, к сожалению, есть в обществе по отношению к людям с инвалидностью.
В начале учебного года в школе № 59 появилась инклюзивная студия творчества «Мир в цвете». Об особенностях ее работы рассказала заведующая отделением социальной педагогической работы ГУО «Центр технического и художественного творчества детей и молодежи» Фрунзенского района «Зорка» Ирина Ивчик.
– В центре работаем с ребятами с нарушениями развития с 2013 года, – говорит И. Ивчик. – За это время поэтапно выстроилась образовательная система, которая позволяет найти индивидуальный подход к каждому. Инклюзивная студия – совместный со школой проект для адаптации и социализации детей, который даст возможность развить творческий потенциал и найти себя в этом мире, а в будущем – получить профессию.
Занятия ведет преподаватель дополнительного образования Нина Шкурдюк. Более 25 лет она работает как педагог-художник, 17 лет – как психолог.
– С ненормотипичными детьми работаю в направлении арт-терапия, – рассказывает Нина. – Давно доказано, что любое искусство имеет терапевтический эффект. Люди с психофизическими нарушениями развития видят мир по-другому, поэтому к работам подходят оригинально, творчески. Ребята регулярно получают престижные награды. Один мальчик завоевал в международном конкурсе 10 наград. Таких высоких результатов позволили добиться индивидуальные занятия и ежедневный труд родителей.
Качество хорошего интегрированного обучения зависит от того, насколько правильно организована работа. Если педагог наладит взаимодействие между школьниками, всем детям будет комфортно находиться в классе.
– Сама идея инклюзии, развития терпимости, толерантности, понимания того, что все могут отличаться друг от друга, – замечательная, – комментирует логопед-дефектолог, психолог Ирина Щербо. – Но редко встречается грамотно организованная интеграция. Ненормотипичные дети не получают должной помощи, потому что нет тьютера (наставника), который будет им помогать. Часто в обычные классы попадают ребята, у которых не выставлен диагноз. Им сложнее наладить отношения в коллективе, потому что учителя не знают, что делать, а одноклассники не принимают. Может начаться буллинг. Поэтому важно, чтобы в интеграции работали педагоги, которые знакомы со всеми нюансами.
Сталкиваются ли дети с оскорблениями в школе, узнали у Елены, мамы ученицы инклюзивного класса.
– У моей дочери синдром Дауна, – делится Елена. – Диагноз имеет как визуальные, так и интеллектуальные особенности. Несмотря на это, дочь пошла в обычную школу в интегрированный класс. Важно, чтобы она общалась с обычными детьми, получала социальную адаптацию. Во взрослой жизни ежедневно придется контактировать с разными людьми, нужно уметь выстраивать отношения со всеми. Дочь никогда не жаловалась на то, что в школе ее кто-то обижает. В целом никаких конфликтных ситуаций не возникало.
Фото Павла Русака
Виктория Семусева, Минск-Новости
«Народная асвета» рекомендует:
Дети с инвалидностью: пути интеграции в социум
Т. В. Лисовская, А. Р. Маллер
Авторы книги делятся с читателями своим теоретическим и практическим опытом, интересными методическими находками в работе с детьми с инвалидностью (с выраженными нарушениями психофизического развития).
Рекомендуется педагогам, студентам педагогических специальностей, будущим учителям-дефектологам, работникам социальной сферы, родителям, тьюторам.
21.17 руб.
И. В. Ковалец
Пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста с лёгкой интеллектуальной недостаточностью 1–5 годов обучения. На первом и втором годах обучения рассматриваются темы «День», «Ночь», на третьем и четвёртом добавляются темы «Утро» и «Вечер. Пятый год — обобщение и закрепление изучения всех частей суток. Пособие содержит интересные и доступные задания, которые помогут формировать у детей представления о времени и частях суток, будут способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи.
5.44 руб.
Коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями (с аутизмом)
И. В Ковалец
В пособии анализируются теория и практика оказания помощи детям с аутизмом в Республике Беларусь, излагаются вопросы психолого-педагогического изучения аутистических нарушений, особенности оказания коррекционной помощи, основы консультативной работы с родителями.
Книгу можно приобрести в магазинах ОАО «Белкнига», РУП «Академкнига», книжном магазине «Адукацыя», на сайте OZ.by, wildberries.by, а также найти в библиотеках страны.
Обучение математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью
В. П. Гриханов, Т. В. Лисовская, М. Е. Скивицкая
Учебно-методическое пособие представляет собой основные содержательные линии, которые отражают сущность компетентностной основы обучения математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью: коррекционные возможности содержания, методы и приемы обучения, использования электронных средств обучения математике; примерный перечень практических заданий, примерное планирование учебного материала.
19.20 руб.
Учимся рассказывать и говорить правильно
И. К. Боровская
Учебное наглядное пособие «Учимся рассказывать и говорить правильно» разработано с учётом инновационных подходов к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Задания разного уровня сложности учитывают жизненный опыт ребёнка и призваны способствовать не только коррекции речи, но и развитию произвольного внимания, памяти и мышления.
В пособие включены также задания, способствующие развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму.
17.40 рублей.
Формирование жизненных компетенций у детей с инвалидностью
Данное пособие знакомит педагогов и всех заинтересованных лиц с педагогическими основами формирования жизненных компетенций у детей и подростков с инвалидностью, обучающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Авторы делятся с читателями практическим опытом, интересными находками в работе с очень сложной, неоднородной по составу категорией детей и подростков — детьми с тяжелыми множественными нарушениями.
27.60 рублей.
Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 1
Е. В. Рахманова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова
Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 2 класса специальных общеобразовательных школ для детей с нарушением слуха. В двух частях. Часть 1.
Рабочая тетрадь по русскому языку предназначена для организации работы учащихся 2-го класса специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха.
Тетрадь разработана в соответствии с учебным пособием «Русский язык, 2 класс» авторов Е. В. Рахмановой и др. В неё включены практико-ориентированные задания, выполнение которых будет способствовать усвоению учебного материала. Задания можно выполнять как на уроках, так и дома.
16.44 руб.
Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 2
Е. В. Рахманова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова
Рабочая тетрадь по русскому языку предназначена для организации работы учащихся 2-го класса специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха.
Тетрадь разработана в соответствии с учебным пособием «Русский язык, 2 класс» авторов Е. В. Рахмановой и др. В неё включены практико-ориентированные задания, выполнение которых будет способствовать усвоению учебного материала.
Задания можно выполнять как на уроках, так и дома.
14.67 руб.