Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


Забавные и не очень истории из своей практики, а также о методах воспитания детей корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал учитель младших классов гимназии № 41 им. В. Х. Серебряного Геннадий Лабаченя.

Г. Лабаченя 9 лет работает в начальной школе. До этого 20 лет преподавал на кафедре белорусского языка в педуниверситете.

– С красным дипломом окончил факультет педагогики и методики начального обучения в пединституте им. Горького, – говорит собеседник. – По специальности – учитель младших классов, но как самого способного распределили работать на кафедру. Через 20 лет ушел, потому что в институте начались сокращения. Бывшие студенты позвонили и пригласили в начальную школу, там не хватало преподавателей. Знал в то время только теорию, практики не было.

Уговаривать долго не пришлось. Педагог быстро освоился на новом месте и с удовольствием продолжил работать.

– В детстве мечтал стать милиционером, но по здоровью не прошел, – делится Г. Лабаченя.  – Когда был учеником старших классов, ввели обязательную утреннюю гимнастику. Меня поставили в «началку» проводить зарядку. Потом заменял заболевших учителей. Посмотрел, что дети меня слушаются, им интересно. Захотелось работать с ними. Узнал, какие экзамены нужно сдать, подготовился и поступил в институт.

В школе, где он учился, было много преподавателей-мужчин, которые стали образцом для будущего педагога.

– Несмотря на то что географ, физрук и трудовик были для меня примером для подражания, предметы, которые они вели, не интересовали меня, – рассказывает. Г. Лабаченя. – Хотелось пройти свой собственный путь, найти занятие, которое закроет все потребности. Выбор пал на учителя младших классов. Чтобы стать им, нужно быть разносторонним человеком, который знает и математику, и языки, и историю. Кроме того, необходимо быть творческой личностью, уметь рисовать и играть на музыкальных инструментах. Такой вариант мне подходил больше всего.

Собеседник признается, что кроме желания работать с детьми хотел показать, что взрослые не всегда поступают правильно.

– В восьмом классе прихожу домой и говорю маме, что учительница была не права, – вспоминает Г. Лабаченя. – В ответ услышал, что не имею права ее осуждать, сначала нужно подрасти. Окончил школу, институт. Спустя время проанализировал и понял, что в той ситуации можно было бы поступить иначе, а преподавательница действительно была несправедлива.

Еще одна цель, которую преследует преподаватель, – стать настоящей опорой для детей.

– Сейчас много отцов, которые занимаются не семьей, а бизнесом, карьерой, играми на компьютере, – говорит Г. Лабаченя. – А тут пришел мужчина-педагог, который воспитывает, общается с ребенком. Иногда дети заигрываются и забывают, что ты учитель, и называют папой. Советовался с психологом на эту тему, он успокоил меня. Сказал, что у ребенка высокая степень доверия ко мне, он видит во мне товарища. Некоторым первоклассникам сложно запомнить имя и отчество.

Когда работаешь в школе, происходит много юмористичных ситуаций.

– Приходит фотограф, чтобы снять детей для школьного альбома. У них есть шаблон со стандартной надписью: «Учительница первая моя». Меня сфотографировали, а надпись так и оставили, – вспоминает собеседник. – У меня чувство юмора с ребятами на одной волне, часто друг другу подыгрываем. Сижу как-то за столом, проверяю тетради. Заходит незнакомый человек в класс и спрашивает, где учительница. Ученики посмотрели на меня, потом на мужчину, и в шутку сказали, что ее нет, ушла куда-то. Незнакомец начал негодовать: «Это ж надо, трудовика или физрука поставили математику вести!»

Еще один забавный случай произошел в педагогическом институте, где Г. Лабаченя преподавал белорусский язык.

– Как-то интересуется у меня студент: «Где мне найти учительницу Лабаченю?», – улыбается педагог. – Экзамен хочет пересдать. Сказал, что не знаю, как ее найти, нужно по расписанию посмотреть. Молодой человек ушел, потом вернулся и снова спрашивает: «Слышишь, а как она вообще принимает?» Говорю: «Зверь, не сдашь!» Есть фамилии, которые по родам склоняются, а по моей не определить, кто носитель: мужчина или женщина.

Собеседник уверен, что начинать воспитание детей нужно с рождения, а не ждать определенного возраста.

– Задача родителей – подготовить нового гражданина для нашего общества, передать жизненный опыт, – отметил Г. Лабаченя. – Если ребенком не занимаются, на него влияют улица, телевизор, интернет и другие факторы. Как только наши дети смогли сидеть в кенгуру – примерно с 6 месяцев – мы с женой ходили везде: на выставки, в театры, на экскурсии. На нас показывали пальцем и смеялись, говорили, что в таком возрасте они ничего не понимают. Но это не так.

Родителям педагог советует постоянно разговаривать с детьми, быть в курсе того, что они смотрят, на какие они подписаны каналы:

– Иногда лучше пожертвовать своими делами, но уделить время сыну или дочериЕсли их не слушать, они найдут место, где им будет комфортно. Когда в жизни ребенка будет сложная ситуация, он не сможет рассказать об этом, потому что родитель отверг их.

Учитель рекомендует не заставлять детей делать уроки.

– Нужно помогать, но при этом не принуждать, – комментирует преподаватель. – В методике обучения «Триз» есть понятие «идеальное домашнее задание». Это когда школьник сознательно выбирает предмет, который будет делать. Например, у ребенка плохое настроение, он хочет отдохнуть. Родитель может предложить сделать другое задание, а сложное на время отложить. Важно, чтобы было желание делать «домашку», а если его нет – значит не надо.

Также учитель младших классов советует не спешить в вопросе образования дошкольников.

– Есть ребята, которые приходят в первый класс и шикарно читают, умеют писать и знают таблицу умножения, – рассказывает Г. Лабаченя. – Это большая ошибка. Детям, которые все знают, на уроках становится скучно. У них пропадает желание ходить в школу, учителю сложнее удержать внимание ученика. Одноклассники же быстро подтягивают свои знания и продолжают обучение в быстром темпе. Лучший выход в такой ситуации – перейти в следующий класс экстерном.

Фото Павла Русака

Виктория Семусева, Минск-Новости

 

«Народная асвета» рекомендует:

Математика, 1 класс. Часть 1

Г. Л. Муравьёва, М. А. Урбан

Учебное пособие для 1 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Часть 1. В двух частях.

Математика, 1 класс. Часть 1

22.32

 

Математика, 1 класс. Часть 2

Г. Л. Муравьёва, М. А. Урбан

Учебное пособие для 1 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Часть 2. В двух частях.

Математика, 1 класс. Часть 2

23.93

 

Математика в 1 классе

Г. Л, Муравьёва, М. А. Урбан и др.

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения.

Математика в 1 классе

19.08

 

Матэматыка ў 1 класе

 Г. Л. Мураўёва, М. А. Урбан

Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання.

Матэматыка ў 1 класе

36.68

 

Літаратурнае чытанне ў 2 класе

М. В. Жуковіч

Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. Рэкамендавана Навукова-метадычнай установай «Нацыянальны інстытут адукацыі Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь.

Літаратурнае чытанне ў 2 класе

10.09

 

Литературное чтение во 2 классе

 И. М. Стремок

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения. Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

Литературное чтение во 2 классе

  10.79

 

Літаратурнае чытанне ў 3 класе

М. В. Жуковіч

У вучэбна-метадычным дапаможніку прапануюцца прыкладныя распрацоўкі ўрокаў літаратурнага чытання, якія змяшчаюць разнастайныя метады, прыёмы і формы работы з вучнямі, творчыя заданні і дадатковы займальны матэрыял. Кніга складзена ў адпаведнасці з вучэбнай праграмай і вучэбным дапаможнікам «Літаратурнае чытанне» для 3-га класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання аўтара М. В. Жуковіча.

Літаратурнае чытанне ў 3 класе

9.84

 

Літаратурнае чытанне ў 4 класе

М. В. Жуковіч

У вучэбна-метадычным дапаможніку прапануюцца прыкладныя распрацоўкі ўрокаў літаратурнага чытання, якія змяшчаюць разнастайныя метады, прыёмы і формы работы з вучнямі, дадатковы літаратурны матэрыял, творчыя і кантрольна-вымяральныя заданні.

Літаратурнае чытанне ў 4 класе

12.27