Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


Дети с физическими, психическими и интеллектуальными особенностями тоже могут жить полноценной жизнью. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» провели день в школе № 177, чтобы показать, как работает инклюзивное образование.

Главные принципы инклюзивного образования — обучать и воспитывать детей без инвалидности вместе с ребятами, у которых есть особенности в развитии. Такой подход с раннего возраста дает понять, что каждый, независимо от его способностей, может жить полноценной жизнью.

— По специальной образовательной программе ненормотипичные дети 20 часов в неделю проводят с учителем-дефектологом, — рассказывает заместитель директора по учебной работе, куратор специального образования СШ № 177 Ольга Сидоренко. — Остальные занятия проходят в общем классе — это музыка, физкультура, труд и ОБЖ.

Первый урок, на который мы пришли, — физкультура. Школьники из интегрированного класса уже переоделись и начали разминку. Среди ребят дети с инвалидностью заметно выделяются — они крупнее сверстников. Дело в возрасте — они обучаются на год дольше, вместо стандартных четырех классов младшей школы у них пять.

Однако кроме роста их ничего не выделяет. Они также выполняют задания учителя, свободно передвигаются по спортивному залу и делают упражнения. Во время бега трусцой ненормотипичные дети стараются не отставать, в то время как их одноклассники откровенно халтурят — останавливаются, чтобы якобы завязать шнурки, которые и без того имеют вид аккуратного бантика.

— В столичной школе № 177 есть ресурсный центр по специальному образованию, который функционирует с 2013 г., — говорит О. Сидоренко. — Здесь работают 15 учителей-дефектологов и 15 воспитателей индивидуального сопровождения. В 20 классах интегрированного образования обучаются 18 детей с аутизмом и 95 — с особенностями психофизического развития.

Выпускники с инвалидностью были только после девятого класса. Мы их сопровождаем. Все они продолжают учиться дальше, некоторые уже трудоустроены. Также в десятом классе обучается мальчик с аутизмом Максим, поступать в вуз будет в 2024 г.

У десятого класса по расписанию идет урок истории Беларуси. Тихонько заходим в кабинет, чтобы никому не мешать, и наблюдаем, как ребята отвечают домашнее задание. Про себя радуемся, что школу давно окончили, — не придется придумывать причину, по которой не выучили важные исторические даты.

К доске выходит Максим. Вопросы ему задают самые разные. Признаемся, ответы на некоторые из них мы забыли или не знали. Памяти десятиклассника можно только позавидовать. А еще усердию — очевидно, что он потратил немало времени, чтобы все выучить.

Следующее занятие, за которым мы наблюдали, — военная подготовка. Ученики осваивали новое для них искусство — маршировали. Право и лево никто не путал, но с синхронизацией у школьников явно были проблемы. Наблюдалось это поголовно, поэтому дети с инвалидностью и здесь не выделялись. Они выполняли все задания на том же уровне, что и одноклассники.

— Дети с особенностями психофизического развития не будут отдавать долг Родине по состоянию здоровья, — отмечает руководитель по военно-патриотическому воспитанию Игорь Козловский. — Но в наших силах сделать из них патриотов и полноправных членов общества, граждан своей страны.

Фото Павла Русака, Минск-Новости

 

«Народная асвета» рекомендует: 

Дети с инвалидностью: пути интеграции в социум

 Т. В. Лисовская, А. Р. Маллер

Авторы книги делятся с читателями своим теоретическим и практическим опытом, интересными методическими находками в работе с детьми с инвалидностью (с выраженными нарушениями психофизического развития).

Рекомендуется педагогам, студентам педагогических специальностей, будущим учителям-дефектологам, работникам социальной сферы, родителям, тьюторам.

 20.16 руб.

 

Изучаем части суток

И. В. Ковалец 

Пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста с лёгкой интеллектуальной недостаточностью 1–5 годов обучения. На первом и втором годах обучения рассматриваются темы «День», «Ночь», на третьем и четвёртом добавляются темы «Утро» и «Вечер. Пятый год — обобщение и закрепление изучения всех частей суток. Пособие содержит интересные и доступные задания, которые помогут формировать у детей представления о времени и частях суток, будут способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи.

5.89 руб.

 

Коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями (с аутизмом)

И. В Ковалец

В пособии анализируются теория и практика оказания помощи детям с аутизмом в Республике Беларусь, излагаются вопросы психолого-педагогического изучения аутистических нарушений, особенности оказания коррекционной помощи, основы консультативной работы с родителями.

Книгу можно приобрести в магазинах ОАО «Белкнига», РУП «Академкнига», книжном магазине «Адукацыя», на сайте OZ.bywildberries.by, а также найти в библиотеках страны. 

 

Обучение математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью

В. П. Гриханов, Т. В. Лисовская, М. Е. Скивицкая

Учебно-методическое пособие представляет собой основные содержательные линии, которые отражают сущность компетентностной основы обучения математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью: коррекционные возможности содержания, методы и приемы обучения, использования электронных средств обучения математике; примерный перечень практических заданий, примерное планирование учебного материала.

 16.00 руб.

 

Учимся рассказывать и говорить правильно

И. К. Боровская

Учебное наглядное пособие «Учимся рассказывать и говорить правильно» разработано с учётом инновационных подходов к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Задания разного уровня сложности учитывают жизненный опыт ребёнка и призваны способствовать не только коррекции речи, но и развитию произвольного внимания, памяти и мышления.

В пособие включены также задания, способствующие развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму.

 14.50 рублей.

 

Формирование жизненных компетенций у детей с инвалидностью

Т. В. Жук и другие 

Данное пособие знакомит педагогов и всех заинтересованных лиц с педагогическими основами формирования жизненных компетенций у детей и подростков с инвалидностью, обучающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Авторы делятся с читателями практическим опытом, интересными находками в работе с очень сложной, неоднородной по составу категорией детей и подростков — детьми с тяжелыми множественными нарушениями.

23.00 рублей.

 

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 1

 Е. В. Рахманова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова

Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 2 класса специальных общеобразовательных школ для детей с нарушением слуха. В двух частях. Часть 1. 

Рабочая тетрадь по русскому языку предназначена для организации работы учащихся 2-го класса специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха.

Тетрадь разработана в соответствии с учебным пособием «Русский язык, 2 класс» авторов Е. В. Рахмановой и др. В неё включены практико-ориентированные задания, выполнение которых будет способствовать усвоению учебного материала. Задания можно выполнять как на уроках, так и дома.

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 1

13.70 руб.

 

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 2

 Е. В. Рахманова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова

Рабочая тетрадь по русскому языку предназначена для организации работы учащихся 2-го класса специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха.

Тетрадь разработана в соответствии с учебным пособием «Русский язык, 2 класс» авторов Е. В. Рахмановой и др. В неё включены практико-ориентированные задания, выполнение которых будет способствовать усвоению учебного материала.

Задания можно выполнять как на уроках, так и дома. 

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 2

 12.23 руб.