Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


16 декабря 2022 г. на базе учреждений общего среднего образования г. Минска прошел семинар-практикум «Сохранение здоровья учащихся – приоритетное направление работы учреждений общего среднего образования».

В семинаре приняли участие Министр образования А.И.Иванец, заместитель Министра образования А.В.Кадлубай, Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию Лискович В.А., депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, представители Министерства здравоохранения, Министерства спорта и туризма, общественной организации «Белорусское педагогическое общество. К участию в семинаре были приглашены начальники главных управлений по образованию облисполкомов, заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома, начальники отделов образования рай(гор)исполкомов, руководители учреждений общего среднего образования, педагогические работники.

При проведении семинара-практикума была организована работа двух секций:

первая секция – на базе ГУО «Средняя школа № 111 г.Минска», вторая – на базе ГУО «Начальная школа № 31 г.Минска».

Перед заседаниями секций участники смогли ознакомиться с системой работы по здоровьесбережению в школах Ленинского и Первомайского районов г.Минска. Им был представлен опыт работы учреждений общего среднего образования г.Минска по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса. Так, учителя начальной школы № 31 и средней школы № 111 поделились опытом использования на уроке элементов методики Базарного, в частности – физкультминуток, в том числе для снятия напряжения глаз с применением офтальмотренажеров, речемоторных упражнений под шаговый ритм, хорового пения, экологических панно для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей, работы за конторками для динамической смены поз, использования массажных ковриков для стоп и другое.

В ходе пленарного заседания Министр образования А.И.Иванец отметил важный момент: «Достижение учащимися высокого уровня образования не должно происходить во вред их здоровью. Это аксиома. Поэтому задача сохранения здоровья учащихся учреждений общего среднего образования – одна из приоритетных задач на всех уровнях управления образованием.

Говоря об основных условиях, создаваемых в учреждении общего среднего образования, мы говорим в первую очередь, о здоровьесберегающей среде и безопасном образовательном процессе для сохранения физического, социального, психического здоровья детей».

На семинаре подробно остановились на работе органов управления образованием, учреждений образования по формированию в учреждениях общего среднего образования здоровьесберегающей среды, направленной на профилактику неинфекционных заболеваний.

По мнению ряда исследователей, влияние внутришкольных факторов на состояние здоровья учащихся составляет до 20 процентов, при этом за годы обучения в учреждении образования этот процент может увеличиваться.

Поэтому необходимо выделить и четко представлять факторы внутришкольной среды, негативно сказывающиеся на здоровье учащихся: нерациональное распределение учебной нагрузки в течении учебной недели с учетом ранговой шкалы трудности и динамики работоспособности учащихся; отсутствие контроля за объемом домашних заданий, проведением письменных работ и выполнением графиков контрольных работ, проведением факультативных занятий; несоблюдение требований к искусственному и естественному освещению учебных помещений, обеспечению ученической мебелью, работе механической вентиляции, исправности форточек, фрамуг, устройству и оборудованию учебных кабинетов; проблемы, связанные с переукомплектованностью школ; нарушение норм законодательства при организации подвоза, питания и другие.

Для устранения указанных факторов и создания в учреждениях общего среднего образования благоприятной, здоровьесберегающей среды делается очень многое на всех уровнях управления образованием.

Вместе с тем, для достижения поставленных целей необходимо безусловное выполнение на местах нормативных правовых актов, а также принятие действенных мер, направленных на сохранение здоровья учащихся.

В ходе пленарного заседания участники семинара-практикума поделились своими наработками в данном направлении.

По итогам работы семинара-практикума будет разработана дорожная карта организации работы Министерства образования, органов управления образованием, учреждений образования по формированию здоровьесберегающей системы образования. 

Пресс-центр Министерства образования.