В 2022 году в Республике Беларусь был дан старт проекту «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка», инициаторами которого выступили Министерство образования Республики Беларусь и Детский Фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В проекте участвуют Национальный институт образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Академия последипломного образования, Республиканский институт профессионального образования. До конца 2022 года осталось совсем немного времени, поэтому важно подвести итоги плодотворной трехмесячной работы в Национальном институте образования и наметить перспективы на 2023 год.

В Национальном институте образования проведен глубокий и всесторонний анализ законодательства Республики Беларусь и других стран в сфере образования детей с особыми образовательными потребностями, изучены отечественные и зарубежные исследования в области инклюзивного образования.

Лучшие специалисты нашей страны в области образования работают над национальной стратегией развития инклюзивного образования и планом ее реализации. Уже определены основные понятия и термины стратегии, выявлены современные тенденции развития инклюзивного образования в мире, проанализировано состояние национальной системы образования в аспекте реализации идей инклюзивного образования, определены целевые ориентиры развития инклюзивного образования в Республике Беларусь.

Широкое общественное обсуждение проекта национальной стратегии запланировано на круглом столе 17 января 2023 года, куда будут приглашены представители ЮНИСЕФ, Министерства образования Республики Беларусь, педагогические работники, представители общественности.

Результатом совместных усилий специалистов в области коррекционной педагогики и экономики образования стали проекты типовых штатов различных типов учреждений образования, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, разработанные с учетом принципа инклюзии в образовании. Была проведена напряженная работа, связанная с анализом действующих типовых штатов, изучением реальных запросов и потребности учреждений образования и центров коррекционно-развивающего обучения в конкретных специалистах для обеспечения благоприятных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, особенностями психофизического развития и инвалидностью. Следующим шагом станет обсуждение и согласование представленных проектов типовых штатов с заинтересованными министерствами и ведомствами.

В настоящее время группой ученых и специалистов в области коррекционной педагогики решается задача по созданию типового положения о ресурсном центре инклюзивного образования как структурном подразделении учреждения специального образования.

В ближайшее время планируется завершение работы над национальной стратегией развития инклюзивного образования, планом ее реализации, а также обсуждение типового положения о ресурсном центре инклюзивного образования как структурном подразделении учреждения специального образования и решение ряда других важных задач.

Проект «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка» осуществляется при поддержке ЮНИСЕФ в Республике Беларусь, в частности, Габриэллы Ивонны Акимовой, Алены Залуцкой и Министерства образования Республики Беларусь в лице исполнительного секретаря Координационного совета проекта, заместителя начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования – начальника управления дошкольного образования Министерства образования Альбины Леонидовны Давидович.

Источник: НИО

 

«Народная асвета» рекомендует: 

Дети с инвалидностью: пути интеграции в социум

 Т. В. Лисовская, А. Р. Маллер

Авторы книги делятся с читателями своим теоретическим и практическим опытом, интересными методическими находками в работе с детьми с инвалидностью (с выраженными нарушениями психофизического развития).

Рекомендуется педагогам, студентам педагогических специальностей, будущим учителям-дефектологам, работникам социальной сферы, родителям, тьюторам.

 20.16 руб.

 

Воспитание толерантности. Модели инклюзивных практик

 Т. В. Жук

Данное пособие является практикоориентированным и адресовано широкому кругу читателей: педагогическим работникам, студентам педагогических специальностей, работникам культуры, социальным работникам, представителям общественных организаций, тьюторам, волонтерам и всем тем, кто неравнодушен к проблеме толерантности.

 17.44 руб.

 

Изучаем части суток

И. В. Ковалец 

Пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста с лёгкой интеллектуальной недостаточностью 1–5 годов обучения. На первом и втором годах обучения рассматриваются темы «День», «Ночь», на третьем и четвёртом добавляются темы «Утро» и «Вечер. Пятый год — обобщение и закрепление изучения всех частей суток. Пособие содержит интересные и доступные задания, которые помогут формировать у детей представления о времени и частях суток, будут способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи.

5.89 руб.

 

Коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями (с аутизмом)

И. В Ковалец

В пособии анализируются теория и практика оказания помощи детям с аутизмом в Республике Беларусь, излагаются вопросы психолого-педагогического изучения аутистических нарушений, особенности оказания коррекционной помощи, основы консультативной работы с родителями.

Книгу можно приобрести в магазинах ОАО «Белкнига», РУП «Академкнига», книжном магазине «Адукацыя», на сайте OZ.bywildberries.by, а также найти в библиотеках страны. 

 

Обучение математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью

В. П. Гриханов, Т. В. Лисовская, М. Е. Скивицкая

Учебно-методическое пособие представляет собой основные содержательные линии, которые отражают сущность компетентностной основы обучения математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью: коррекционные возможности содержания, методы и приемы обучения, использования электронных средств обучения математике; примерный перечень практических заданий, примерное планирование учебного материала.

 16.00 руб.

 

Учимся рассказывать и говорить правильно

И. К. Боровская

Учебное наглядное пособие «Учимся рассказывать и говорить правильно» разработано с учётом инновационных подходов к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Задания разного уровня сложности учитывают жизненный опыт ребёнка и призваны способствовать не только коррекции речи, но и развитию произвольного внимания, памяти и мышления.

В пособие включены также задания, способствующие развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму.

 14.50 рублей.

 

Формирование жизненных компетенций у детей с инвалидностью

Т. В. Жук и другие 

Данное пособие знакомит педагогов и всех заинтересованных лиц с педагогическими основами формирования жизненных компетенций у детей и подростков с инвалидностью, обучающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Авторы делятся с читателями практическим опытом, интересными находками в работе с очень сложной, неоднородной по составу категорией детей и подростков — детьми с тяжелыми множественными нарушениями.

23.00 рублей.

 

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 1

 Е. В. Рахманова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова

Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 2 класса специальных общеобразовательных школ для детей с нарушением слуха. В двух частях. Часть 1. 

Рабочая тетрадь по русскому языку предназначена для организации работы учащихся 2-го класса специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха.

Тетрадь разработана в соответствии с учебным пособием «Русский язык, 2 класс» авторов Е. В. Рахмановой и др. В неё включены практико-ориентированные задания, выполнение которых будет способствовать усвоению учебного материала. Задания можно выполнять как на уроках, так и дома.

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 1

13.70 руб.

 

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 2

 Е. В. Рахманова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова

Рабочая тетрадь по русскому языку предназначена для организации работы учащихся 2-го класса специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха.

Тетрадь разработана в соответствии с учебным пособием «Русский язык, 2 класс» авторов Е. В. Рахмановой и др. В неё включены практико-ориентированные задания, выполнение которых будет способствовать усвоению учебного материала.

Задания можно выполнять как на уроках, так и дома. 

Русский язык, 2 кл. Рабочая тетрадь № 2

 12.23 руб.