В Большом театре Беларуси готовят новогоднюю премьеру — оперу «История Кая и Герды» («Снежная королева»). Она состоится 24 и 27 декабря. Чем будут удивлять юных зрителей и их родителей, узнала корреспондент газеты «Вечерний Минск».
Сюжет объемнее и ярче
На сцене репетируют. Хор, солисты, оркестр — в поисках идеального звучания. Время от времени их прерывает режиссер-постановщик Анна Моторная: она поясняет, как сделать происходящее на сцене реалистичнее.
Во время перерыва Анна дает советы относительно реквизита. Так, некоторые детали старинной шарманки еще нужно доработать, чтобы она выглядела, как в жизни. Режиссер-постановщик обсуждает это с постановочной группой, в которую входят в том числе художники-сценографы Андрей Меренков и Ольга Мельник-Малахова.
А нам А. Моторная объяснила, чем обусловлен выбор именно оперы «История Кая и Герды» («Снежная королева»).
— Это великолепное произведение композитора Сергея Баневича должно украшать афишу каждого оперного театра. Нам посчастливилось выпускать спектакль под Рождество. Он настоящий подарок детям и взрослым, ведь это не просто рождественская история — сюжет сказки Андерсена шире, объемнее, ярче. А Сергей Баневич написал замечательную музыку. Этот спектакль может стать первой оперой, которую увидит ребенок. Действительно невероятно трогательное, радостное, оптимистическое произведение, заставляющее оттаять наши сердца.
Изменились ли в постановке Большого театра привычные нам герои Андерсена и персонажи, заявленные композитором Баневичем?
Анна отмечает, что образ сказочника-фонарщика стал объемнее. Это мастер на все руки, странствующий музыкант. Благодаря ему дети знакомятся с традициями площадного театра.
В образах троллей увидим артистов хора и миманса, а артистки балета превратятся в «льдинки». Есть здесь и уникальный символ смерти и мудрости, предвестник появления королевы — белая северная сова.
— Я познакомилась с этой сказкой в 1990 году, и с тех пор меня не оставляло желание ее поставить на сцене. Для оперного театра это будет интересное и нетривиальное произведение, — уверена А. Моторная.
Разбойница станет любящей
А что же думают сами солисты оперы о своих героях?
Елене Таболич досталась роль маленькой разбойницы.
— Это небольшая роль, но в ней есть самое главное — превращение разбойницы в девочку, понявшую, что такое дружба. Она росла в мужском коллективе, которым руководила ее грубая мама — атаманша (ее играют заслуженный артист Республики Беларусь Станислав Трифонов и Андрей Селютин). По задумке режиссера, в раннем детстве малышка испытала душевную травму, закрывшую ее сердце для любых чувств. А Герда смогла пробудить в девочке любовь и доброту, поразив ее своей жертвенностью и готовностью умереть за Кая. Маленькая разбойница превращается в любящего, сочувствующего друга, готового отказаться от любимой игрушки ради великой цели Герды.
У девочки на вооружении пистолет, веревка и плетка — с этим реквизитом справиться непросто. Во втором составе роль этой героини, а также бабушки исполняет Ольга Малиновская.
— Бабушка — квинтэссенция добра, заботы, опеки, — отмечает солистка оперы. — Она всю жизнь поддерживает тепло в своем маленьком домике. На ее глазах зарождается симпатия между Каем и Гердой. И когда горожане гуляют, празднуя приход зимы, она уже чувствует приближение беды. Поэтому и предупреждает детей, что со злом нельзя заигрывать. Несмотря на все последующие невзгоды, в дом вновь возвращается тепло.
Вжиться в эту роль мне помогает опыт мамы. У меня четверо детей. Старшие уже женаты, так что, в теории, я могла бы стать бабушкой. В нашем спектакле этот персонаж здравомыслящий. Мудрая старушка понимает, от чего нужно оградить Кая и Герду.
Кай и Герда — лед и пламя
Главные роли в спектакле исполняют тенор Юрий Городецкий и сопрано Анастасия Храпицкая.
Юрий рассказывает, что еще лет 10 назад хотел сыграть озорника Кая. И сейчас это желание осуществилось.
— Интересный опыт. По вокальному исполнению это серьезная опера, — говорит собеседник.
Анастасия Храпицкая отмечает, что Кай и Герда в трактовке Баневича — это 15–16-летние юноша и девушка, к которым пришла первая любовь. Как бы она ни закончилась, воспоминания о ней всегда светлые, трепетные, душевные.
— Герда любящая, самоотверженная. Она бросается вслед за своим другом и любимым, жертвует собой, отправляется на его поиски в метель через лес, готова даже умереть за него, — делится своим восприятием роли Анастасия.
Создатели спектакля постараются использовать в нем современные технологии, чтобы детям и взрослым было интересно следить за происходящим. Перед художниками стоит непростая задача — соединить дуализм стихий, образов, персонажей и отразить это в сценическом пространстве.
Художник по костюмам Татьяна Лисовенко отмечает, что эта опера прежде всего сказочная история, но еще и очень жизненная. Скандинавский, нидерландский, германский костюм конца XVIII — начала XIX века послужил источником вдохновения, как и живопись художников этого времени. Одежда горожан, разбойников, обитателей царства Снежной королевы и даже Цветов разнообразна по стилистике.
— Тема царства Снежной королевы решалась в белых и серебряных тонах, а место обитания Кая и Герды — в теплых. Костюм Снежной королевы олицетворяет леденящую вечность, он с острыми краями, украшен сверкающими камнями, в его создании много кропотливой ручной работы. Этот наряд в работе с середины сентября. Там сложный головной убор и оригинальный воротник. Сделаем все, чтобы Снежная королева блистала на сцене, — заверяет Татьяна Лисовенко.
Мастерицы Большого театра еще трудятся над созданием сценических костюмов. Некоторые уже готовы — их высоко оценили бы и современные модницы.
С нетерпением ждем премьеру, чтобы окунуться в атмосферу чудесной зимней сказки!
Справочно
«Снежная королева» — одна из самых известных опер композитора Сергея Баневича. Мировая премьера спектакля состоялась 24 декабря 1980 года в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова (сейчас Мариинский). Затем оперу ставили на различных театральных площадках.
Либретто написала Татьяна Калинина по мотивам «Снежной королевы» Ганса Христиана Андерсена. Прототипом Снежной королевы стала шведская оперная дива Енни Линд, в которую безответно был влюблен Андерсен.
Фото Тамары Хамицевич
Наталья Пахомович
Источник: Минск-Новости
«Народная асвета» рекомендует:
Классический танец
В. В. Лысенкова
В книге излагаются основные принципы изучения базовых движений классического танца. Издание включает лекционные занятия и практический раздел изучаемых движений, а также словарь терминов и список литературы по предмету.
Учебное пособие адресовано студентам и преподавателям высших и средних специальных учебных заведений в области хореографического искусства.
50.52 руб.