Занятия по трудовому обучению в 10–11-х классах проходят в центрах, открытых на базе профессиональных лицеев и колледжей. Преподаватели и мастера производственного обучения помогают подросткам освоить рабочие специальности. Ребята их выбирают сами. Список огромный. Есть как классические — маляр, штукатур, столяр, так и более современные — бармен, официант, медрегистратор и даже флорист. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Полезная «корочка»
Отделение профессиональной подготовки школьников открыто и в Минском государственном колледже инновационных строительных технологий имени И. М. Жижеля. Сюда раз в неделю на уроки труда приходят более 2 тысяч ребят из школ Октябрьского и Московского районов и проводят здесь полноценный учебный день. Из каждой мастерской доносятся то стук молотков, то скрежет рубанков. Коридоры наполняются ароматами борща и щей. Школьники в зависимости от своих личных предпочтений могут обучиться как поварскому делу, так и столярному. И происходит это в одно время, но в соседних помещениях. Поэтому в колледже в дни занятий школьников царит невероятная атмосфера.
— Иногда ученики идеализируют профессию. Мы сталкиваемся с этим, когда, например, они приходят знакомиться со спецификой работы медрегистратора. Что представляют? Белый халат, комфортные условия труда… А погрузившись непосредственно в дело, пересматривают свои взгляды. Это не так просто, как кажется, — рассказывает заведующая отделением профподготовки школьников Оксана Шарамед. — Мы предлагаем старшеклассникам 19 профессий. Они точно выберут то, что по душе.
После 11-го класса выпускники сдают квалификационный экзамен. Если проходят его успешно, им выдают сертификат государственного образца. То есть по окончании школы у подростка будет не только аттестат, но и рабочая квалификация, с которой он может устроиться на работу. И многие своей «корочкой» пользуются. Продолжают обучение в колледже или вузе и подрабатывают в свободное от занятий время.
Кирпичик к кирпичику
Как ни странно, но одна из самых популярных профессий, которую выбирают школьники, — печник. Сначала подростки осваивают навыки кирпичной кладки, учатся работать с контрольно-измерительным инструментом. А потом по эскизам создают и саму печь.
— Мне нравится этот процесс, — делится впечатлениями десятиклассник Саша Гончаров. У него готов первый ряд будущего очага. Мастер проверяет, все ли парень сделал правильно. Прикладывает уровень — отклонение меньше 1 мм. Идеально!
Маляров готовят в соседнем помещении. Школьники под присмотром преподавателя учатся шпаклевать стены.
Самая же шумная — столярная мастерская, насквозь пропитанная древесным ароматом. 20 ребят одновременно орудуют рубанками. Если у мастера есть замечания, он дует в свисток. Громкий звук на мгновение останавливает рабочее движение.
Среди парней затесалась одна девушка. Школьница Ксения Баранова мечтает стать архитектором.
— Вполне хорошая идея — начать со столярного дела, — улыбается она. — Мне нравится изучать, как устроено дерево. Рубанком по бруску надо проводить вдоль волокон. Сначала было тяжело, зато сейчас скользит как по маслу.
Рядом с ней приручает инструмент парень. И, похоже, не справляется. К нему подходит мастер и показывает, как правильно работать рубанком. Школьник в воздухе пытается повторить направление движения его рук.
— Это вам не пироги печь, — с досадой заявляет горе-подмастерье, заметив, что мы за ним пристально наблюдаем.
Вошли во вкус
Будущие кондитеры делают шоколадные маффины. Первая партия мини-кексов уже печется в духовке. Школьник Павел Фролов ждет, когда замешенный им собственноручно десерт будет готов. Аромат стоит, как в модной кондитерской.
— Помнишь, как открывать духовку? — спрашивает у парня мастер и на всякий случай еще раз проговаривает тактику: — Сначала выпускаем горячий воздух. Затем, надев варежку, достаем изделие.
Павел аккуратно извлекает противень и расплывается в улыбке.
— Поднялся! — указывает он на пышный кексик. — Я совсем не разочаровался, что выбрал именно эту профессию. Хотя сам по складу ума технарь, математику люблю.
Впереди у школьника еще много интересного — он будет украшать кремом свое лакомство.
Укрощение строптивого
Заглядываем к официантам. На наших глазах происходит что-то странное. Ребята в перчатках с помощью ножа и столовой ложки пытаются эстетично очистить и порезать банан. При этом руками его трогать нельзя. На разделочной доске строптивый фрукт показывает свой скверный характер, то и дело выскальзывая из-под приборов.
— Задача — траншировать банан, — поясняют подростки.
А мастер переводит: порционировать на равные куски.
— Мы готовим официантов третьего разряда. Однако то, что сейчас выполняют школьники, более высокая степень мастерства, мы немного выходим за рамки обучения. Транширование, фламбирование — современные способы подачи блюд. В первом случае нарезка фруктов происходит на глазах у посетителей. Во втором — блюдо поджигают во время подачи, благодаря чему оно приобретает приятную корочку и аромат. Сегодня все заведения общественного питания хотят нанять более квалифицированных работников. Уметь только натирать до блеска тарелки или приборы неактуально. Владея современными методами, ребята чувствуют себя увереннее на практике. Нас благодарят рестораны, — подытоживает мастер Марина Дешковец.
Справочно
Ребята проходят практику на реальных предприятиях. Работают в магазинах, поликлиниках, детских садах, ресторанах и пекарнях Минска.
Фото Ирины Малиновской
ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Как готовят артистов балета в хореографической гимназии-колледже
ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Каким востребованным специальностям обучают в строительном лицее № 12
ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Можно ли создать произведение искусства из строительной штукатурки
ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Чачоха, тыквенные, сырные: готовим блины вместе с учащимися колледжа кулинарии
ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ. Репортаж из столичного колледжа кулинарии
Юлия Бурдо
Источник: Минск-Новости