Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


Точно рассчитать количество шагов по сцене и запомнить, где находится реквизит. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала, как незрячие актеры театральной студии предприятия «Светоприбор» готовятся к спектаклям.

В актовом зале Территориального центра социального обслуживания населения Фрунзенского района яблоку негде упасть. Зрители то смеются, то аплодируют, то задумчиво замолкают. На импровизированной сцене актеры театральной студии «Скарб» предприятия «Светоприбор» Белорусского товарищества инвалидов по зрению дают городскую комедию «Мужчина с вредными привычками желает познакомиться».

Герой, разочаровавшийся в жизни и людях, решает начать все с чистого листа. Но выбирает для этого нестандартное решение, которое влечет за собой череду крупных и мелких недоразумений. В финале побеждает, конечно же, любовь.

— Мой персонаж — Артем, у которого, казалось бы, все есть: крупный бизнес, статусная жена, красивая жизнь. Однако ему не хватает теплоты, душевности, поэтому он дает объявление: «Мужчина с вредными привычками желает познакомиться». Артем хочет, чтобы окружающие увидели в нем человека, обратили внимание на его личные качества, а не на его деньги, — рассказывает исполнитель главной роли Андрей Мартынов.

Андрей не новичок на сцене. На «Светоприборе» работает с 1984 года. Много лет он участвует в театральных постановках и художественной самодеятельности. В студии «Скарб» с 2019-го.

Работа незрячего актера, делится Андрей, имеет свои особенности. На любой сцене приходится расставлять все декорации в определенном порядке, точно отсчитывая количество шагов от одного предмета мебели до другого. И до края сцены тоже — чтобы не упасть. Поэтому актеры не только учат свои роли, но и запоминают, в какой части сцены и на каком расстоянии размещен реквизит. Нужно безошибочно знать, с какой стороны подойти к дивану, как обогнуть стол, где стоит ваза с цветами… Обычные артисты даже не задумываются над такими мелочами, но тем, кто не видит, приходится все это заучивать.

Еще одна особенность — способ запоминания текста. У каждого свои предпочтения и возможности. Один учит на слух, другой читает шрифтом Брайля, третьему достаточно распечатать реплики большими буквами. Но в остальном репетиции проходят так же, как и в других театрах: работа по системе Станиславского, разминка, разбор пьесы по сценам, выстраивание мизансцен и другое…

Исполнительница главной женской роли Татьяна Зайцева — дебютантка, пришла в коллектив только в этом году. На сцене всего во второй раз, однако по ее игре этого нельзя сказать — настолько уверенно чувствует себя девушка. Ее героиня — жена другого бизнесмена. Тот давно не обращает внимания на супругу, которой хочется простого женского счастья. И тогда она решает никогда больше не связывать свою жизнь с богатым. Но по иронии судьбы влюбляется в Артема, выдающего себя за человека без определенного места жительства.

— Было интересно постигать характер героини, потому что она совсем на меня не похожа. Однако ее можно понять. Как и в жизни, в пьесе нет полностью положительных и отрицательных героев. У каждого своя трагедия, свои проблемы и способы их решения. Чтобы вжиться в роль, внимательно слушала замечания режиссера и старалась точно выполнять его рекомендации, — делится Татьяна.

В тандеме с Татьяной Зайцевой играла и другая дебютантка, Вероника Деменчук. Парадокс в том, что в жизни они приятельницы, но в постановке пришлось изображать соперниц — жену и новую возлюбленную Артема. Девушки уверяют, что они так с подругой не поступили бы.

Еще одного неоднозначного персонажа, приятельницу главной героини Светлану, сыграла Марина Нерушева. Светлане кажется, что жизнь проходит мимо, а у нее только скучный муж и никаких перспектив. Вот она и решает переметнуться к бывшему супругу подруги, который совсем не против такого поворота:

— Сразу мне эта роль не очень приглянулась — все-таки Светлана состоит в браке, но закрутила любовь с мужем приятельницы. Однако потом я подумала, что героиня не такая уж и плохая: в итоге она разобралась в себе, раскаялась и поняла, что ее супруг лучше.

Руководитель коллектива режиссер Сергей Карбовский доволен: актеры хорошо отработали характеры, конфликты. Ощущалось их взаимодействие на сцене, между ними была пресловутая «химия».

— Автор пьесы — мой друг, гомельский драматург Василий Ткачев, который в 2022-м, к сожалению, ушел из жизни. Двумя годами раньше мы уже ставили его пьесу «Без Егора будет горе», которую зрители очень хорошо приняли. В произведениях Ткачева есть доброта, внимание к человеку и его проблемам. То, чего, на мой взгляд, не хватает современной драматургии. Хотелось бы поработать и с последней пьесой Василия, которая называется «Тупик». Это история о том, как у молодежи, которая отдыхала на берегу реки, исчезли все мобильные телефоны, и оказалось, что без интернета ребята беспомощны.

Пока же коллектив гастролирует по территориальным центрам социального обслуживания населения с действующим репертуаром. Уже побывали в Московском, Партизанском, Заводском, Советском и Первомайском районах, а также в «Инвацентре» и Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта. Каждый раз спектакль выходит другим, не таким, как в предыдущий, и актеры с интересом анализируют, что и как влияет на их игру. А еще они репетируют новую пьесу «Осторожно — женщины Парижа!».

— Помимо творчества это еще и реабилитация. Общение, интеграция в социум, приобретение новых навыков, поскольку кроме актерской игры каждый участник коллектива выполняет и другую работу, например, декоратора, художника, реквизитора, костюмера, — продолжает режиссер.

В мае театральная студия «Скарб» заняла первое место в номинации «Театральное искусство» на областном фестивале «Безграничные таланты — 2022». Актеры во главе с режиссером не собираются останавливаться на достигнутом: впереди еще много конкурсов и побед.

Фото автора и из архива театральной студии «Скарб»

Юлия Большакова

Источник: Минск-Новости