Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


Где учат человека любить свою страну, людей? Кто научит быть полезным своей родной земле? Семья и школа. Это однозначный ответ.

Людмила КАЦНЕЛЬСОН, учитель русского языка и литературы средней школы № 34 Витебска

Поговорим о школе. Школа была, есть и будет обучающим и воспитывающим учреждением. Она ответственна за свои результаты перед людьми, обществом, государством. Ведь от уровня подготовки учащихся зависят благополучие общества и качество жизни в целом.

Мальчики и девочки, сидящие сегодня за партами, — наш завтрашний день. И чтобы он был светлым и радостным, надо научить их учиться (читай, трудиться). Это очень важно, так как образованный, культурный человек и невежественный по-разному познают мир и по-разному понимают свои права: у последних права без обязанностей (“И нет им переводу таким. Всегда урвут свое” (Ч.Айтматов “Белый пароход”).

Время требует человека умелого, мобильного и обязательно высокодуховного. Духовность — тончайшая материя, ее нельзя учесть ни в баллах, ни в штуках, ни в процентах. Несущая конструкция у человека духовного — совесть. Человека совестливого, культурного легко отличить по следующим качествам: простота, естественность в общении, искренность, добросердечность, тактичность, благородство. С людьми духовными и воздух чище, и дело спорится, и десять контролеров над ними ни к чему, так как есть у них свой внутренний контролер.

Резко противоположный подвид — человек наглый. Наглость всегда игнорирует все границы, существующие между людьми испокон веку. Наглость характеризует чернь, для которой потребительство, приспособленчество, эгоизм — основные бездуховные жизненные ориентиры. Главное, чтобы выгодно, клево, кайфово, прикольно. Самодовольные, упивающиеся мнимой свободой, мнимыми победами, изрыгающие нецензурные слова, они мчатся по жизни… Главный вопрос: куда? И это ли нам нужно завтра?

Человек — результат педагогических действий родителей и учителей. Хорошо известно: результат педагогического влияния не сиюминутный, он отложен во времени. 

Основное педагогическое кредо когда-то сформулировал А.С.Макаренко: “Ребенка нужно уважать и от ребенка нужно требовать”. Из семьи ребенок должен прийти, владея элементарными навыками общения со сверстниками и взрослыми, иметь понятие, “что такое хорошо и что такое плохо”. Это первые кирпичики для формирования человека культурного. Кроме того, школьник должен понимать, что у учителя нужно учиться, а не бороться с ним. Сегодняшним школьникам, как и их родителям, необходимо знать, что школа — это государственное образовательное учреждение, где есть четкие требования и правила.

— Я, — говорит Момун, — мигом обернусь, стыдно перед учительницей, если мальчишка опоздает на урок.

— Нашел кого стыдиться! Ну и дурак! Да кто она такая, учительница эта?

Мне кажется, что слова Орозкула, героя повести Ч.Айтматова “Белый пароход”, звучат очень по-современному.

Интересно, в какой “умной” голове сложился такой пазл: малограмотный, недалекий учитель-недоучка ставит неправильные отметки, использует не ту методику и т.д. Наверное, этим ноу-хау руководствуется часть наших учащихся и их родители, когда объявляют “крестовый поход за отметками”. Аргументация такова: “мне нужен балл”, “вам жалко поставить?”, “вы мне занижаете отметки”, “мне ваш предмет не нужен”… Согласитесь, очень интересный разговор получается. Как назовем это явление? Борьба за права человека? Или беспардонность, рвачество, бескультурье? По-моему, эту практику нужно искоренять. А то страшновато становится за наше будущее, за нашу страну, за нашу землю.

Во взращивании зерен духовности огромную роль играют уроки литературы. Литература  — это не блажь, не развлечение, а формирование внутреннего мира, сознания, личной ответственности человека. Кроме того, литература — это составляющая культуры, нравственный опыт поведения. Без общей культуры нет духовности, нет полноценного человека.

Сегодня сформировалась “плеяда” школьников, которые уверены, что, “соврамши”, человек не испытывает ни угрызений совести, ни чувство стыда. А ведь совесть должна быть несущей конструкцией в сознании человека порядочного, как уже упоминалось.

В русской классической литературе понятие совести является ключевым для понимания характера героя. А это очень ценно!

Обратимся, например, к рассказу “Детство” Л.Н.Толстого. Сережа Ивлев придумал забаву. Он авторитет среди мальчиков, ловкий и внешне привлекательный. Главный герой, Николенька Иртеньев, решает, что “Сережа — вот это молодец…”. И в момент общего веселья Николеньке, как и остальным мальчикам, хотелось показаться перед Сережей в “выгодном свете”. Но осознав, что безобидный, беззащитный Иленька Грап заплакал не от физической боли, а от унижения и несправедливости, мальчик задает себе вопрос: “Молодец или негодный мальчишка Сережа?” Герой Толстого выбирает путь добра, преодолевая зло в себе самом: “Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания?” Вот и прекрасная возможность поговорить с шестиклассниками об угрызениях совести и золотом правиле нравственности: “Не делай другим того, чего не желаешь себе”. У ребят есть повод задуматься о собственных поступках, об отношениях со сверстниками.

Очень важно, чем заполнено культурное пространство урока, каков КПД каждого урока?

А о чем повесть А.С.Пушкин “Капитанская дочка”? О формировании личности, о милосердии и душевном благородстве. Учащимся важно понять, что человек, у которого в душе нет ничего святого, как у Швабрина, не способен любить, но способен на коварство, подлость и низость (сцена дуэли, предательство, отношение к Маше Мироновой, клевета).

О чем молится Петр Гринев, ожидая казни? Не о себе, а о близких его сердцу людях! Почему Пугачев не казнил Петрушу в другой раз, хотя сподвижники требовали этого? Предводителя подкупил смелый и честный ответ Гринева: “… я присягал государыне императрице: тебе служить не могу”. То есть не требуй того, что противоречит моей чести и совести.

Гениальный пушкинский текст — кладезь для размышлений о смысле человеческой жизни, о человеческом достоинстве. Это подтверждение тому, что в русских классических произведениях есть иерархия духовных ценностей.

Обратимся еще к одному произведению А.С.Пушкина. Роман в стихах “Евгений Онегин”. Как понять главного героя? В начале романа Евгения увлекает “наука страсти нежной” (“Что занимало каждый день // Его тоскующую лень…”). Встреча с Татьяной Лариной не изменила героя, хотя он признается, что если бы “пленился семейственной картиной”, то “верно б, вас одну избрал”. Перед читателем предстает рассудительный ментор, уверенный в своей правоте. Спустя несколько лет перед нами другой Онегин (“как дитя влюблен”). Что же произошло? Воображение Евгения не могла поразить провинциальная барышня? Только блистательная светская дама? Причина в другом. И ответ, вероятно, в этих пушкинских строках: “Он меж печатными строками // Читал духовными глазами…”. И его воображение рисовало дорогую сердцу картину: “…сельский дом — и у окна // Сидит она… и все она!..”. Это любовь — пробуждение, преображение души, возрождение духовного. Тогда финал для героя не жизненное фиаско, а начало новой жизни, возможность обрести жизненные смыслы.

Сегодня модно говорить, будто классика устарела. Посыл неверный. Напрашивается вопрос: а может, в обществе есть симптомы духовной болезни?

Литература, хорошая литература — это музыка человеческого духа, запечатленная в слове. Она живая: в ней человеческие судьбы, человеческие проблемы, которые никуда не уходят даже спустя столетия. Нужно читать, сопереживать и думать. И тогда начнут проклевываться ростки человечности.

Важно не понарошку, а системно, целенаправленно при­учать школьников читать. Это все равно что прикоснуться к целительным родникам. “Мне не Пушкина сейчас жалко. Безумно жалко людей, которые растут и живут без него” (В.Непомнящий).

Школьные будни — это наш учительский рубеж, наша передовая, где мы отстаиваем общечеловеческие ценности, формируя гражданина. От профессионализма, принципиальности, увлеченности, человечности учителя зависит очень много.

Несколько слов о сочинении школьника как собственном переосмыслении произведения… А зачем? Ведь “добрые дяди” подготовили массу сборников, шпаргалок, подсказок. Так нам нужны люди, мыслящие самостоятельно? Или нужны поющие с чужого голоса? Мозгами и душами (школьников) займутся другие, если не мы. Пустые файлы будут заполнены. Но чем? “Неокрепшие души пойдут за любым водителем” (А.С.Пушкин).

Учитель — важная составляющая подлинного образования, где фундамент — хорошее семейное воспитание (серьезный вопрос!). Школа как государственный институт должна быть надежно защищена от лжеметодистов из народа, от “больших ученых” из народа и от людей невежественных.

Нет кнопок, на которые нужно нажать, чтобы решить ту или иную жизненную проблему. Поэтому учащимся так важно усваивать духовный опыт человечества и приобретать свой, чтобы противостоять оболваниванию и учиться жить по-человечески. Ведь открытия в области человечности не менее важны, чем открытия в ІТ-сфере, математике, физике.

Благородство, долг, честь, милосердие, совесть — это надежные попутчики хорошего человека.

Приобщая школьников всерь­ез к великому и прекрасному, мы тем самым готовим завтрашний день нашей земли, нашей страны.

По материалам https://nastgaz.by/.

 

«Народная асвета» рекомендует: 

Літаратурнае чытанне ў 2 класе

М. В. Жуковіч

Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання.

Літаратурнае чытанне ў 2 класе

8,41 руб.

 

Литературное чтение во 2 классе

И. М. Стремок

Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения.

Литературное чтение во 2 классе

8,99 руб.

 

Літаратурнае чытанне ў 3 класе

М. В. Жуковіч

У вучэбна-метадычным дапаможніку прапануюцца прыкладныя распрацоўкі ўрокаў літаратурнага чытання, якія змяшчаюць разнастайныя метады, прыёмы і формы работы з вучнямі, творчыя заданні і дадатковы займальны матэрыял. Кніга складзена ў адпаведнасці з вучэбнай праграмай і вучэбным дапаможнікам «Літаратурнае чытанне» для 3-га класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання аўтара М. В. Жуковіча. Вучэбна-метадычны дапаможнік прызначаны для настаўнікаў пачатковых класаў.

Літаратурнае чытанне ў 3 класе

8,20 руб.

 

Літаратурнае чытанне ў 4 класе

М. В. Жуковіч

У вучэбна-метадычным дапаможніку прапануюцца прыкладныя распрацоўкі ўрокаў літаратурнага чытання, якія змяшчаюць разнастайныя метады, прыёмы і формы работы з вучнямі, дадатковы літаратурны матэрыял, творчыя і кантрольна-вымяральныя заданні. Адрасуецца настаўнікам пачатковых класаў, якія працуюць па вучэбным дапаможніку «Літаратурнае чытанне» для 4-га класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання аўтара М. В. Жуковіча.

Літаратурнае чытанне ў 4 класе

10,22 руб.