В Минске 14 сентября состоялась масштабная республиканская научно-практическая конференция «Государственная политика в сфере истории: проблемы и перспективы сохранения исторической правды и памяти». 

В мероприятии приняли участие Глава Администрации Президента Республики Беларусь Игорь Сергеенко, представители руководства республиканских органов государственного управления, Национального собрания, областных (Минского городского) исполнительных комитетов, учреждений высшего образования, научных кругов и экспертного сообщества, музеев, архивов, общественных объединений. 

Во время пленарного заседания участниками рассмотрены вопросы основных направлений развития и совершенствования государственной исторической политики; ключевые положения национальной концепции отечественной истории; результаты расследования геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны; актуальные формы трансляции исторических знаний в современном обществе. 

Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко обозначил основные направления для реализации государственной политики в сфере истории. 

В приоритете – популяризация концепции истории белорусской государственности; продвижение национальных традиций и праздников, самобытной культуры, основанных на бытовом опыте белорусского народа; совершенствование информационного сопровождения исторической политики; задействование потенциала общественных объединений, а также укрепление белорусской модели на внешнем контуре. 

«Тема конференции заявлена неслучайно: само время заставило нас подойти к более глубокому осмыслению своей истории. Можно выделить множество как выдающихся, так и трагических событий, переформатировать их и сделать идеологическим оружием, что сегодня и происходит: историю Беларуси тщательно изучают за рубежом, пишут, трактуют в интересах политики своих государств и часто умышленно искажают исторические факты», – обозначил Игорь Сергеенко. 

Глава Администрации Президента подчеркнул, что сделано уже немало, в том числе при участии Республиканского совета по исторической политике: «В первую очередь определены подходы к формированию и укреплению государственных исторических концептов, выработаны механизмы их внедрения в учебный процесс учреждений образования и использования в организации идеологической и воспитательной работы. Принято решение о восстановлении и реконструкции объектов исторического наследия страны, внесены коррективы в организацию экскурсионной деятельности». 

Говоря о реализации исторической политики в Беларуси, Игорь Сергеенко отметил, что особое внимание сегодня уделяется сфере образования, которая играет исключительную роль в воспитании нравственных качеств, гражданственности и патриотизма молодого поколения. 

С целью внедрения государственных исторических подходов предприняты конкретные шаги по совершенствованию образовательного и воспитательного процесса, внесены изменения в концепцию преподавания социально-гуманитарных дисциплин в вузах, изучается история белорусской государственности. Определены приоритетные темы научных исследований, курсовых, дипломных работ. 

Также участники пленарного заседания были проинформированы о том, что в настоящее время разработана концепция школьного исторического образования, которая предполагает последовательность в изучении истории во всех учебных учреждениях. Пересмотрена и переработана часть учебников. 

По мнению Игоря Сергеенко нужно поэтапно, постепенно и с учетом возраста подтягивать учеников к пониманию сложных проблем. В этом плане многое зависит от личности педагога. 

«Глава государства очень точно отметил: воспитать патриота может только патриот. А это относится к широкому кругу специалистов – будущих учителей, политологов, управленцев, журналистов. Поэтому необходимо серьезное внимание уделить укреплению кадрового потенциала преподавателей социально-гуманитарного профиля во всех учреждениях образования, их подготовки в вузах и идейной закалки», – убежден Глава Администрации Президента. 

На конференции было озвучено, что серьезную роль в патриотическом воспитании и сохранении исторической памяти играют музеи, памятники архитектуры, мемориальные комплексы. 

В этом направлении выработаны новые подходы к работе экскурсоводов, формированию музейных экспозиций, которые призваны не допускать искажений исторической правды. Местные органы власти сегодня принимают меры для приведения в надлежащее состояние исторических объектов и вовлечению в культурную, научную, туристическую деятельность.

В рамках секционной работы состоялось также содержательное обсуждение научно-теоретического и идеологического обеспечения реализации государственной исторической политики и ее реализации в системе образования.

Пресс-центр Министерства образования.
 

Новые учебники по истории и уроки памяти. Кадлубай рассказал о гражданско-патриотическом воспитании

О гражданско-патриотическом воспитании учащихся на секции "Реализация государственной исторической политики в системе образования", которая проходит в БГУ, рассказал заместитель министра образования Александр Кадлубай, передает корреспондент БЕЛТА. 

По словам замминистра образования, учебники по истории для 10-11-х классов были дополнены вопросами о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, вместе с Генеральной прокуратурой было разработано пособие на данную тему для трех возрастных категорий учащихся: для 1-4-х, 5-9-х и 10-11-х классов. 

"Использование в образовательном процессе разработанных в Национальном институте образования интерактивных материалов по изучению памятных мест Великой Отечественной войны будет способствовать сохранению исторической памяти у учащихся, а также формированию у них чувства гордости за подвиги сражавшихся в годы ВОВ. Отмечу, что важную роль в формировании исторической памяти играют и руководители по военно-патриотическому воспитанию. Так, в этом году было издано пособие по военно-патриотическому воспитанию для учащихся" - рассказал Александр Кадлубай. 

Также он обратил внимание на военно-патриотические клубы, созданные на базе воинских формирований, в частности на базе учреждений Минобороны, МЧС и Госпогранкомитета. По его словам, в стране официально функционирует 20 военно-патриотических клубов, которые посещают более 1,7 тыс. учащихся. 

"Еще одним значимым направлением в работе по гражданско-патриотическому воспитанию и формированию исторической памяти являются единые уроки и уроки памяти, которые приурочены к памятным и праздничным датам", - подчеркнул заместитель министра образования.

 

По материалам https://edu.gov.by/, https://www.belta.by/.