Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


Ежегодно накануне годовщины подписания Повестки-2030 с 15 по 25 сентября во всем мире проводится Глобальная неделя действий в поддержку Целей устойчивого развития (ЦУР).

В 2023 году мероприятия Глобальной недели совпали с Саммитом по ЦУР, который состоялся 18—19 сентября в Штаб-квартире ООН. В его работе приняла участие делегация Республики Беларусь во главе с Национальным координатором по достижению Целей устойчивого развития, заместителем председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь В.И. Бельским. Валерий Иванович принял участие в Диалоге лидеров «Увеличение масштабов действий по ключевым переходам для ускорения прогресса в достижении ЦУР». В своем выступлении Национальный координатор отметил, что Беларусь привержена глобальным усилиям по обеспечению устойчивого развития, и в достижении ЦУР наша страна добилась впечатляющего прогресса — почти 80 % обязательств выполнено.

В целях знакомства школьников с Целями устойчивого развития и популяризации идей и ценностей устойчивого развития среди детей и молодежи с 25 по 30 сентября 2023 года в рамках информационного или классного часа в учреждениях общего среднего образования предлагается провести самый большой урок о Целях устойчивого развития.

Дидактический сценарий урока по теме «Цели устойчивого развития»

 Цель урока: сформировать у учащихся понимание значимости Целей устойчивого развития в решении глобальных проблем современности и осознание роли каждого жителя планеты в процессах достижения Целей устойчивого развития.

 Предполагаемые результаты: 

     Участники знают:

  • значение всех 17 Целей устойчивого развития для мирового сообщества и для своей страны;

    Участники могут: 

  • назвать все Цели устойчивого развития;
  • определить, какие Цели устойчивого развития (ЦУР) являются приоритетными для развития Республики Беларусь;
  • объяснить, почему ЦУР важны для всеx и каждого.

 Воспитательный аспект: содействовать воспитанию экологической культуры, гражданственности, чувства причастности к настоящему своей страны и ответственности за ее будущее.

Методический инструментарий: презентация (посмотреть слайды можно здесь), раздаточный материал (см. ниже Приложение 1).

 Материалы урока размещены по этой ссылке. Они включают дидактический сценарий, презентацию, видео, раздаточный материал, методические рекомендации.

1. Организационно-мотивационный этап (2—3 минуты)

Каждый из нас строит планы, надеется на лучшее и верит, что всё получится, что мы сможем избежать конфликтов, неудач и проблем. В жизни каждого отдельного человека это зависит от его опыта, поведения, приоритетов и ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Но можем ли мы избежать проблем, которые являются результатом безответственного поведения или деятельности других людей, которые приводят к трагедиям, катастрофам и глобальным проблемам?  Может ли наша планета процветать, а человечество развиваться, если в мире существуют глобальные проблемы? (обсуждение)

— Как вы думаете, что можно отнести к глобальным проблемам? Какие из них вы считаете наиболее значимыми и требующими безотлагательного решения? (запись ответов на доске, анализ и обобщение ответов)

 2. Операционно-познавательный этап (до 15 минут)

Cлайд 2

На официальном сайте ООН представлен подробный перечень глобальных проблем, который был принят на международном уровне. Он называется «Глобальные вопросы повестки дня Организации Объединенных Наций».

Познакомьтесь со списком проблем (Приложение 1, задание 1а). Согласны ли вы с его содержанием?

  • Атомная энергия
  • Африка
  • Беженцы
  • Вода
  • Гендерное равенство
  • Деколонизация
  • Демократическое управление
  • Дети
  • Здравоохранение
  • Изменение климата
  • Инновации в сфере данных для целей развития
  • Ликвидация нищеты
  • Миграция
  • Мировой океан и морское право
  • Мир и безопасность
  • Молодежь
  • Народонаселение
  • Питание
  • Права человека
  • Правосудие и международное право
  • СПИД
  • Старение

Вы, безусловно, заметили, что глобальные проблемы представлены в данном списке в алфавитном порядке и выделены по разным основаниям. Отсутствует единый способ систематизации. За каждым из этих вопросов мы найдем целый комплекс глобальных проблем и взаимодействий между людьми — представителями различных народов, культур, социальных групп.

Пожалуйста, проранжируйте наиболее значимые глобальные проблемы (Приложение 1, задание 1б), расставьте их по степени значимости лично для Вас.

 (Сравнение и анализ результатов выполненного задания).

Действительно, эти серьезные проблемы имеют отношение к каждому из нас в частности и всему человечеству в целом, и, понимая их значимость, мы признаем, что их необходимо решать безотлагательно.

Используя список глобальных проблем, в парах заполните пропуски в тексте (Приложение 1, задание 2).

Слайд 3

Сравните получившийся у вас текст и ответ, приведенный на слайде. Какие позиции совпали? Какие вы видите различия? Объясните свою точку зрения, если ответы не совпали.

Слайд 4

Давайте сравним наше видение глобальных проблем с мнением экспертов. Посмотрите видеосюжет и запишите, о каких глобальных проблемах в нем говорится.

См.  ВИДЕО 1  

 Слайд 5

В видео неоднократно упоминались термины «устойчивое развитие», «устойчивость», «устойчивое использование».  Они активно вошли в наш обиход во второй половине   XX века. Этот период был отмечен быстрым экономическим ростом и повышением уровня жизни населения. Вместе с ростом благосостояния всё больше стали проявляться глобальные экологические, демографические и продовольственные проблемы, которые поставили человечество перед необходимостью разработки новых идей и концепций их решения. Именно в это время появились первые общественные организации, которые стали искать способы выхода из экологического кризиса. Например, в 1968 г. была создана международная общественная организация Римский клуб, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. В 1972 г. Римский клуб выступил с докладом «Пределы роста», благодаря которому расширил понятие устойчивости за счет включения экономических моделей.

В 1983 г. по инициативе Генерального секретаря ООН была создана Международная комиссия ОOH по окружающей среде и развитию (МКОСР). В1987 г. был опубликован доклад МКОСР «Наше общее будущее», где была выдвинута концепция устойчивого социально-экономического развития в равновесии с окружающей средой.

Положения этого доклада были взяты за основу Декларации по окружающей среде и развитию, утвержденной на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, где были сформулированы общие принципы решения глобальной проблемы.

Всем странам было рекомендовано незамедлительно разработать национальные программы перехода к устойчивому развитию, в которых рассматривать экономические, социальные и экологические нужды совместно, а не в отрыве друг от друга.

Слайд 6

В сентябре 2000 года на основе восьми глав Декларации Тысячелетия ООН были разработаны Цели развития тысячелетия:

– ликвидировать абсолютную бедность и голод;

– обеспечить всеобщее начальное образование;

– содействовать равноправию полов и расширению прав женщин;

– сократить детскую смертность;

– улучшить охрану материнского здоровья;

– бороться с ВИЧ/СПИД, малярией и прочими заболеваниями;

– обеспечить экологическую устойчивость;

– сформировать всемирное партнерство в целях развития.

 Слайд 7

Прошедший в июне 2012 года в Рио-де-Жанейро крупнейший в истории ООН Саммит по устойчивому развитию, получивший название «Рио+20», подтвердил приверженность большинства стран мира данной тенденции, несмотря на различающиеся географические условия и культурные традиции. В работе Саммита приняло участие около 50 тысяч человек и более 100 глав государств и правительств.

Слайд 8

В сентябре 2015 года мировые лидеры взяли на себя обязательства по достижению 17 Целей устойчивого развития (ЦУР), направленных на ликвидацию бедности, борьбу с неравенством и несправедливостью, а также решение проблем, связанных с климатическими изменениями. Беларусь стала одной из 193 стран, которая выразила приверженность Повестке дня в области устойчивого развития.

 Слайд 9

Повестка-2030 базируется на следующих принципах:

Универсальность

Документ обязывает все государства, независимо от уровня их дохода и развития, вносить вклад в общие усилия по обеспечению устойчивого развития.

Никого не оставить в стороне

В Повестке-2030 отмечается важность оказания поддержки тем, кто в ней особенно нуждается, независимо от местонахождения, в соответствии с конкретными потребностями и факторами уязвимости.

Взаимосвязь и неделимость

Повестка-2030 сформирована исходя из принципа взаимосвязанности и неделимости всех 17 содержащихся в ней Целей.

Инклюзивность

Повестка-2030 призывает к участию в ее осуществлении представителей всех слоев общества, независимо от их расы, пола, этнической принадлежность или идентичности.

Многостороннее партнерство

Для содействия осуществлению ЦУР во всех странах Повестка-2030 призывает к выстраиванию многостороннего партнерства с целью мобилизации и обмена знаниями, опытом, технологиями и финансовыми ресурсами.

Основу Повестки-2030 составляют пять основных компонентов: люди, процветание, планета, партнерство и мир.

Слайд 10

Итак, Повестка-2030 — это документ, в котором прописаны все 17 ЦУР. Слышали ли вы о Целях устойчивого развития раньше? Давайте познакомимся с ними.

См. ВИДЕО 2 

 

3. Операционно-деятельностный этап (до 25 минут)

Слайд 11

Предлагаю Вам разобраться в значении каждой ЦУР и выполнить интерактивное задание. Перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.

Вам необходимо проанализировать данные изображения и, пользуясь подсказкой на экранеподписать их. Обратите внимание, что изображений 20, а Целей устойчивого развития 17, т. е. некоторые ЦУР будут упоминаться несколько раз.

Если вы успешно справились с заданием, скажите, какие ЦУР упоминались в этом задании дважды.

Ответ: ЦУР 4, 6, 11.

Давайте продолжим работу с фотографиями-образами. Но если в предыдущем задании несколько фотографий иллюстрировали одну ЦУР, сейчас мы поработаем с фотографиями, которые связаны с проблемами сразу нескольких Целей устойчивого развития.

Слайд 12

— Как вы думаете, с какими Целями устойчивого развития связано это изображение?

Изображение 1: велосипеды

Возможные варианты ответов:

ЦУР 11 (устойчивые города и населенные пункты),

ЦУР 3 (здоровье и благополучие),

ЦУР 13 (борьба с изменениями климата).

— Объясните свою точку зрения.

 Возможные варианты ответов:

Велосипед — экологически чистый и полезный для здоровья вид транспорта. Он снижает последствия экологического следа человека (это борьба с выбросами углекислого газа в атмосферу, с парниковым эффектом). Однако, несмотря на несомненное позитивное влияние на окружающую среду и здоровье людей, велосипеды пока недостаточно распространены. Есть еще одна проблема, связанная с велосипедами в наших белорусских городах: из-за отсутствия велодорожек велосипедисты передвигаются по тротуарам, чем создают проблемы для пешеходов.

— Что мы можем сделать, чтобы использовать велосипеды для решения указанных ЦУР в нашей стране?

Возможные варианты ответов:

заявить о проблеме общественности через СМИ, организовать информационную кампанию по популяризации велосипедов для экологии населенного пункта и здоровья человека и через эту кампанию найти единомышленников, т. е. партнеров; обратиться к местной власти с предложением создать велосипедную дорожку, например, в микрорайоне школы.

Слайд 13

— Как вы думаете, с какими Целями устойчивого развития связано это изображение?

Изображение 2: электрические провода

 Возможные варианты ответов:

ЦУР 7 (недорогостоящая и чистая энергия),

ЦУР 13 (борьба с изменением климата),

ЦУР 9 (индустриализация, инфраструктура, инновации.

— Объясните свою точку зрения.

 Возможные варианты ответов:

В мире ежегодно возрастают потребности в энергоресурсах; действительно ли нам нужно такое количество электричества, которое мы используем?

импорт топлива и рост цен на него;

загрязнение окружающей среды, парниковый эффект, разрушение озонового слоя;

альтернативные, инновационные возобновляемые источники энергии.

— Что мы можем сделать, чтобы решить задачи указанных ЦУР в нашей стране?

Возможные варианты ответов:

Сокращать энергозатраты, использовать энергоэффективные лампы освещения и перевести домашние электроприборы в режим энергосбережения; инициировать и реализовывать проекты по использованию солнечной энергии в школах, жилых домах и офисах.

Слайд 14

— Как вы думаете, с какими Целями устойчивого развития связано это изображение?

Изображение 3: свалка мусора в городе

 Возможные варианты ответов:

ЦУР 11 (устойчивые города и населенные пункты),

ЦУР 12 (ответственное потребление),

ЦУР 6 (чистая вода и санитария),

ЦУР 13 (борьба с изменениями климата).

— Объясните свою точку зрения.

 Возможные варианты ответов:

 фотография символизирует слабые места и неадекватность существующих систем сбора отходов и систем переработки. Отходы попадают в окружающую среду, не будучи ни переработаны, ни рассортированы.

— Что мы можем сделать, чтобы решить задачи указанных ЦУР в нашей стране?

Возможные варианты ответов:

сортировать мусор, вести разъяснительную работу среди населения с помощью волонтеров-учащихся; устраивать городские акции чистоты и субботники.

 Действительно, мы можем многое сделать вместе для того, чтобы достичь Цели устойчивого развития, поэтому людей любого возраста нужно с ними знакомить, объяснять, какие задачи за ними стоят, и вместе собственными усилиями и действиями способствовать их достижению.

Слайд 15

Предлагаем Вам выполнить еще одно задание, чтобы наверняка запомнить все 17 ЦУР. Перейдите по ссылке и соедините значок ЦУР со слоганом, который можно использовать для призыва к совместным действиям на благо ее достижения.

— Какие слоганы вы запомнили?

 Слайд 16

Республика Беларусь поддержала Повестку дня в области устойчивого развития. В нашей стране был принят ряд государственных программных документов по достижению ЦУР. К ключевым документам в этой области относятся Национальная стратегия устойчивого развития Беларуси на период до 2030 года, Программа социально-экономического развития, а также отраслевые и региональные программы.

Как вы считаете, какие из ЦУР наиболее актуальны для нашей страны?

Предлагаем организовать обсуждение данного вопроса в малых
группах (3—6 человек), используя следующий план:

  1. Познакомьтесь с Целями устойчивого развития и задачами к каждой из них (Приложение 1 задание 3).
  2. Выберите три Цели, на достижение которых мы должны обратить первостепенное внимание. Приведите аргументы.
  3. Представьте результаты групповой работы, используя приём «ПОПС формула».

П — позиция — «Мы считаем, что…»

О — обоснование — «Потому что…»

П — пример — «Мы можем доказать это на примере…»

С — следствие — «Поэтому мы делаем вывод, что…»

Слайд 17

Сегодня уровень прогресса Беларуси по достижению ЦУР сохраняется достаточно высоким и составляет почти 80 процентов. Беларусь находится в категории стран с очень высоким уровнем человеческого развития. В рейтинге ЦУР (2022) Беларуси принадлежит 34-е место из 163 государств.

Для эффективной реализации целей и задач, предусмотренных Повесткой-2030, в Республике Беларусь учрежден пост Национального координатора по достижению ЦУР и создана архитектура управления процессом достижения ЦУР, которая включает Совет по устойчивому развитию, парламентскую, партнерскую и региональные группы устойчивого развития, группу координации работы СМИ по продвижению ЦУР, Общественный совет по формированию и мониторингу стратегий устойчивого развития, а также молодежных послов ЦУР, которые занимаются продвижением ЦУР среди детей и молодежи.

Слайд 18

18—19 сентября 2023года в Нью-Йорке состоялся глобальный форум, посвященный ЦУР. В нем принимала участие и делегация Республики Беларусь. Наши молодежные послы ЦУР попытались донести до мирового сообщества голос белорусской молодежи и подготовили небольшое видеообращение. Давайте его посмотрим.

См. ВИДЕО 3  

Кого из молодежных послов вы готовы поддержать? Чьи слоганы вы считаете более убедительными?

4. Рефлексивно-оценочный этап (2—3 минуты)

Слайд 19

Давайте повторим основные положения сегодняшнего занятия. Небольшой блиц из 5 вопросов.

  1. Сколько всего Целей устойчивого развития?
  2. Какой организацией была разработана Повестка-2030?
  3. Когда она была принята?
  4. Какие ЦУР наиболее приоритетны для нашей страны?
  5. Что может сделать каждый из нас для достижения ЦУР?

Для ответа на последний вопрос выберите одну из фраз на слайде и продолжите ее.

Никогда не буду …

Я считаю, что …

Очень трудно …

Не соглашусь, что …

Меня удивило …

Мне захотелось …

Уверен(а), что …

***

Приложение 1

1а. Познакомьтесь со списком проблем и поделитесь своим мнением: согласны ли вы, что такое представление глобальных проблем можно назвать непривычным? Что особенного вы увидели в перечислении глобальных проблем?

Номер по степени значимости

Глобальная проблема

 

  • Атомная энергия

 

  • Африка

 

  • Беженцы

 

  • Вода

 

  • Гендерное равенство

 

  • Деколонизация

 

  • Демократическое управление

 

  • Дети

 

  • Здравоохранение

 

  • Изменение климата

 

  • Инновации в сфере данных для целей развития

 

  • Ликвидация нищеты

 

  • Миграция

 

  • Мировой океан и морское право

 

  • Мир и безопасность

 

  • Молодежь

 

  • Народонаселение

 

  • Питание

 

  • Права человека

 

  • Правосудие и международное право

 

  • СПИД

 

  • Старение

 

1б. Проранжируйте наиболее значимые глобальные проблемы, расставьте их по степени значимости лично для Вас.

2. Используя перечень глобальных вопросов Повестки дня, заполните пропуски в тексте.

Мы находим в списке ООН демографические и иные социальные группы, например,_________________________(1); территорию (материк) — _______________________ (2); название болезни — ____________________(3). Там указаны ресурсы: ______________________ (4), потребность людей ______________________  (5) , природные процессы __________________(6) и общественные явления _____________________(7). Список представляет различные стороны жизни и деятельности людей: социально-экономической ____________________ (8), политической_____________________(9) и деятельности в сфере права (законодательства) _____________________ (10).

3. Проанализируйте список Целей устойчивого развития и задачи к каждой из них. Выберите три Цели, на достижение которых мы должны обратить первостепенное внимание. Приведите аргументы. Представьте результаты групповой работы, используя прием «ПОПСформула».

П — позиция — «Мы считаем, что…»

О — обоснование — «Потому что…»

П — пример — «Мы можем доказать это на примере…»

С — следствие — «Поэтому мы делаем вывод, что…»

Методические рекомендации и советы по организации эффективного взаимодействия

С помощью предложенных методических приемов можно за незначительный период времени собрать информацию, объединить видение, найти ответ на вопросы. Достаточно лишь соблюдать следующие правила:

  1. Оставайтесь в рамках контекста. Помните о цели занятия, выделите ключевые вопросы для обсуждения, пригласите для участия всех, кто обладает необходимой информацией.
  2. Создайте уютную доброжелательную атмосферу. Участникам занятия должно быть комфортно, и они должны высказываться без опаски. Поэтому вначале уделите внимание мотивации на активную работу.
  3. Подготовьте вопросы, которые помогут вспомнить необходимую информацию, запустят процесс генерации идей, повысят групповую энергетику, простимулируют обсуждение и помогут учесть все нюансы. Например: «О чем нам важно помнить? Это всё, что необходимо для данного вопроса? Кто еще может нам помочь? Что позволило вам успешно выполнить задачу? Что необходимо улучшить?»
  4. Поощряйте участие каждого. Любой желающий может принять участие в обсуждении. Подчеркивайте ценность мнения и опыта каждого.
  5. Используйте обмен разными точками зрения. Возможность услышать противоположную точку зрения очень важна. Это позволяет увидеть новые неожиданные решения, получить инсайты, почувствовать себя частью команды, важной составляющей общего успеха.
  6. Прислушивайтесь как к привычным идеям, так и к неожиданным. Умение слышать окружающих — один из важнейших факторов успеха. Синергия коллективного мышления включается, когда каждый стремится не только высказаться, но и услышать, понять точку зрения, возможно кардинально отличающуюся от его личной. Это позволяет проявиться информации, которую сложно получить в беседе один на один.
  7. Делитесь коллективными открытиями. На заключительном этапе занятия необходимо сформулировать и озвучить общее видение. Обсуждаемые идеи важно представить наглядно и визуально понятно.

 Инесса ЗУБРИЛИНА, начальник Координационного центра
«Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ,
кандидат педагогических наук, учитель-методист

 

По материалам https://nastgaz.by/.