Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


О форме, пропусках занятий и плохих отметках. Корреспондент агентства «Минск-Новости» задала заместителю председателя комитета по образованию Мингорисполкома Ольге Смирновой популярные вопросы родителей о школе.

obrazovanie –ssh 111 belaruskij yazyk pozhoga 09

Сколько дней подряд можно пропускать школу без справки?

— Пропуск занятий без документа, подтверждающего уважительность причины, недопустим. В период подъема заболеваемости СОVID-19 ученику разрешалось отсутствовать в школе до 5 дней без предоставления справки. Сейчас эти рекомендации Министерства здравоохранения отменены, и мы опираемся на Государственный школьный стандарт. Если ребенок заболел и не пришел на уроки, по его выздоровлении необходимо предоставить соответствующий медицинский документ. Пропуск занятий возможен и по договоренности с администрацией. Например, если у школьника наблюдается кратковременное недомогание (1-2 дня), родители приносят в учреждение образования заявление.

Восемь уроков в день — это нормально?

— В школьном расписании указанное количество учебных занятий недопустимо. Однако если оно получилось путем сложения не только уроков, но и, скажем, классного или информационного часа, факультатива, тогда это возможно.

На занятиях смартфон под запретом. А на перемене?

— Во время перерыва мобильным телефоном можно воспользоваться исключительно для оперативной связи с близкими родственниками в случае безотлагательной необходимости. Это значит, что слушать музыку, делать фото, просматривать мессенджеры, играть в игры и так далее школьнику на перемене не разрешено. Кроме того, надо помнить: находясь в учреждении образования, ребенок должен отключать звук гаджета. Изъятие у учеников мобильных телефонов на переменах не предусмотрено. Хотя в столичных учреждениях образования есть примеры, когда на родительских собраниях мамы и папы принимали коллегиальное решение о том, чтобы дети сдавали смартфоны на все время учебы.

Должен ли ребенок посещать шестой школьный день?

— Обязанность посещать мероприятия шестого школьного дня не установлена, если речь не идет о факультативных занятиях. Последние могут проводиться по расписанию в субботу. Но сколько интересных и полезных мероприятий предлагают учреждения образования учащимся в этот день! Ребята имеют возможность встретиться с одноклассниками и педагогами, неформально пообщаться, поучаствовать в спартакиадах и играх, связанных с двигательной активностью. Все это только на пользу каждому подростку. Потому школьная суббота — это не обязанность, а скорее необходимость.

В школе ввели два единых элемента — жилет и значок. Обязательно ли ребенку носить их? Сейчас детям жарко…

— Единые элементы школьного гардероба приняты в каждом учреждении образования после обсуждения этого вопроса с учащимися и родителями. Конечно, лучше было бы предусмотреть все нюансы ношения формы до принятия решения и рассмотреть варианты на теплое и холодное время года. Относительно обязательности ношения элементов скажу: не отделяйте ребенка от школьного единства. Найдите альтернативу теплому жилету, обсудив этот вопрос с классным руководителем или администрацией школы. Например, приобретите жилет другого качества, кроя, но того же цвета. Ну а значок можно носить при любой погоде.

Разрешено ли вместо учебников брать в школу планшет?

— Конечно, но смотря с какой целью. Если вы хотите облегчить рюкзак ребенка, заменив планшетом учебники, следует помнить о вредном влиянии мобильных технических средств на зрение. Ведь даже на уроке информатики время для работы за компьютером ограничено. Потому рекомендуем не заменять все пособия электронным устройством. Если планшет — одно из средств мобильной связи, необходимо соблюдать правила его использования на уроках и переменах. Кроме того, продумайте меры сохранности дорогостоящего гаджета.

Ребенку в гимназии выдали старые учебники, которые до него использовали уже пять школьников. Некоторые пособия склеены скотчем вдоль и поперек. Имеют ли родители право не платить за них и потребовать замены?

— Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 107 утверждено Положение о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования. В соответствии с документом срок эксплуатации пособий, используемых один (полтора) раз в неделю, составляет шесть лет. Также законный представитель учащегося имеет право обратиться в школьную библиотеку с вопросом о замене отдельных учебников или всего комплекта. Альтернативу предложат при наличии дополнительных экземпляров в фонде. Добавлю, что и учителям, и родителям стоит поговорить с детьми о бережном отношении к книгам и друг к другу.

Учитель дает задание на дом, но, чтобы его выполнить, необходимо иметь платную подписку в электронном дневнике. Так можно?

— Сегодня все столичные школы и гимназии работают с сервисом «Электронный журнал / Электронный дневник». Педагог в нем фиксирует тему проведенного занятия, регистрирует отсутствующих и выставленные отметки, указывает домашнее задание. Информация в электронном журнале четко соответствует данным в его бумажном аналоге. Вопрос о необходимости платной подписки для выполнения домашнего задания звучит впервые. Допускаю, что конкретный учитель не до конца разобрался с системой услуг и возможностей сервиса. Если такая проблема есть, рекомендую обратиться к руководителю учреждения образования с просьбой ее урегулировать.

Как часто учитель должен проводить родительские собрания в своем классе и является ли их посещение обязательным?

— Количество родительских собраний не регламентируется законодательством. Но установившаяся практика показывает: их целесообразно проводить по завершении каждой четверти и учебного года. Получается, четыре собрания. В некоторых классах, например в 1-м, 5-м, желательно организовывать встречи с родителями и в сентябре.

Надо ли их посещать? Прежде такого вопроса не возникало. Наверное, сказывается наличие мессенджеров для связи друг с другом. Однако онлайн-общение хорошо своей оперативностью, а для решения важных вопросов все-таки лучше очная встреча.

Можно ли ребенку покидать территорию школы во время учебного процесса?

— В соответствии с пунктом 42 главы 5 Государственного школьного стандарта учащимся запрещается покидать учреждение образования до окончания занятий без согласования с классным руководителем или администрацией учреждения.

Дочь получила по самостоятельной работе очень плохую отметку, при этом учится на 7–9. Может ли педагог разрешить ее исправить, переписав работу?

— Исправлять отметки в журнале нельзя, как нельзя и переписывать работу, за которую получен неожиданно низкий балл. Отметка за проверочную — это результат работы по конкретной теме, за определенный учебный период. Получив нежелательный балл, необходимо прежде всего вместе с ребенком проанализировать, что на это повлияло: состояние стресса, шумная обстановка в классе, непонятая тема или нежелание учиться… Поняв причину, родители могут на нее воздействовать. И это будет лучшим решением.

Юлия Бурдо, Минск-Новости

 

Апытанне Інстытута сацыялогіі НАН Беларусі 

З мэтай вывучэння стаўлення насельніцтва Рэспублікі Беларусь да сістэмы школьнай адукацыі Інстытутам сацыялогіі НАН Беларусі было праведзена тэлефоннае апытанне. Яно было рэалізаванае 21 чэрвеня — 11 ліпеня бягучага года ва ўсіх абласных цэнтрах, у сталіцы, асобных раённых цэнтрах і ў сельскіх населеных пунктах. Мэтавая выбарачная сукупнасць склала 900 рэспандэнтаў ва ўзросце да 60-ці гадоў (памылка выбаркі ±3,3 %).

Ацэньваючы работу нацыянальнай сістэмы школьнай адукацыі, 71,7 % грамадзян краіны адгукнуліся аб ёй у станоўчым ключы. Нейтральна да функцыянавання дадзенай сістэмы ставіцца кожны пяты апытаны (20,9 %), адмоўна — усяго 5,6 %. Не змаглі даць адказ 1,8 % апытаных.

Пры гэтым рэспандэнтам было зададзена пытанне аб тым, ад чаго, на іх думку, залежыць узровень адукацыйнай падрыхтоўкі навучэнца. Найважнейшым удзельнікі апытання лічаць жаданне самога дзіцяці адказна вучыцца (80,3 %). На другім месцы размясціўся ўзровень прафесійнай падрыхтоўкі педагогаў (61,2 %), а на трэцім — імкненне саміх бацькоў даць дзіцяці адукацыю (48,4 %).

Апытаныя таксама бралі пад увагу здольнасці дзіцяці (42,4 %), наяўнасць магчымасці наведваць бясплатна гурткі/заняткі па выбары (26,2 %), узровень адукацыі бацькоў дзіцяці (18,9 %) і матэрыяльны дабрабыт сем’яў у цэлым (14,1 %). Варыянт «Іншае» абралі 2,2 % апытаных. Не змаглі даць адказ 1,6 %.

Меркаванні апытаных аб тым, якім чынам неабходна праводзіць адбор ва ўстановы вышэйшай адукацыі, размеркаваліся наступным чынам: за вяртанне школьных іспытаў і замену цэнтралізаванага тэсціравання на класічныя ўступныя іспыты выступілі 30 % рэспандэнтаў. Таксама падтрымліваюць вяртанне экзаменаў пасля заканчэння школы, але з захаваннем цэнтралізаванага тэсціравання, 21,2 % удзельнікаў апытання. Лічаць, што неабходна аб’яднаць школьныя іспыты з уступнымі іспытамі 16,7 % рэспандэнтаў.

Толькі кожны дзясяты ўдзельнік апытання (11,7 працэнта) выступае за тое, каб пакінуць цэнтралізаваны экзамен і цэнтралізаванае тэсціраванне. Мяркуюць, што неабходна замяніць усе цэнтралізаваныя тэсціраванні на цэнтралізаваныя экзамены 8,7 % апытаных. Варыянт «Іншае» выбралі 2,0 % рэспандэнтаў. Пытанні выклікала цяжкасці з адказаў у 9,8 % апытаных.

Большасць беларусаў так ці інакш станоўча ставяцца да ўвядзення адзіных элементаў школьнага адзення ва ўстановах адукацыі (камізэлька, гальштук, значок і г.д.): аб гэтым заявілі 70,4 % апытаных. У той ці іншай ступені адмоўна ставяцца да дадзенага новаўвядзення 26,9 % рэспандэнтаў. Не змаглі даць адказ усяго 2,7 %.

На больш канкрэтнае пытанне адносна ўвядзення абавязковай школьнай формы для ўсіх навучэнцаў 69,7 % апытаных адказалі, што падтрымліваюць дадзеную прапанову. Адмоўна паставіліся б да такога новаўвядзення 28,6 % рэспандэнтаў. Не змаглі даць адказ 1,7 % удзельнікаў апытання.

Надзея НІКАЛАЕВА, Звязда

 

Около 70 % белорусов поддерживают введение школьной формы — соцопрос

Исследование проводилось во всех областных городах и в Минске, отдельных районных городах и сельских населенных пунктах. Целевая выборочная совокупность составила 900 респондентов в возрасте до 60 лет (ошибка выборки ±3,3 %).

Согласно опросу, 70,4 % респондентов положительно отнеслись к введению единых элементов школьной формы, 26,9 % — не поддержали такое новшество, а 2,7 % — затруднились ответить на вопрос.

В НАН Беларуси отметили, что на более конкретный вопрос относительно введения обязательной школьной формы для всех учащихся 69,7 % опрошенных ответили, что поддерживают данное предложение, а 28,6 % отрицательно отнеслись бы к такому нововведению.

Наталья Соколянская, Минск-Новости

 

Соцопрос: 30 % белорусов высказались за замену ЦТ вступительными экзаменами

За возвращение школьных экзаменов и замену централизованного тестирования на классические вступительные экзамены выступили 30 % респондентов, 21,2 % — поддержали возвращение экзаменов по окончании школы, но с сохранением ЦТ. А 16,7 % белорусов убеждены, что следовало бы объединить школьные экзамены со вступительными. Также 11,7 % опрошенных высказались за сохранение ЦЭ и ЦТ, а 8,7 % участников опроса предложили, чтобы все ЦТ заменили бы централизованные экзамены.

Исследование проводилось во всех областных городах и в Минске, отдельных районных городах и сельских населенных пунктах. Целевая выборочная совокупность составила 900 респондентов в возрасте до 60 лет (ошибка выборки ±3,3 %).

Наталья Соколянская, Минск-Новости

 

«Народная асвета» рекомендует: