Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


Материал рассчитан на работу с учащимися 7—8-х классов, которых интересует история родного края.

Аннотация к занятию

Музейное занятие способствует развитию у ребят интереса к событиям Великой Отечественной войны, позволяет не только услышать, увидеть, но и потрогать некоторые музейные предметы своими руками. Видеовоспоминание дает возможность более ярко, эмоционально представить события минувших лет. Такое занятие надолго откладывается в памяти учащихся, помогает воспитывать у них основные качества белорусов: толерантность, отзывчивость, чувство ответственности, любовь к Родине.

Пояснительная записка

Любое государство заинтересовано в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма. XX век — это столетие, во время которого прошло две мировые войны. Самой кровопролитной была Вторая мировая. Эти войны унесли жизни миллионов людей. Находясь в оккупации во время Второй мировой войны, жители Беларуси оказывали сопротивление фашистам. Война принесла горе в судьбу каждой белорусской семьи.

Время неумолимо идет вперед. Поколения сменяют друг друга, и у каждого из них свое представление о войне. Поэтому педагог должен не только рассказать о событиях, происходивших на территории малой родины во время Великой Отечественной войны, но и помочь ребенку осознать эти события. Важную роль здесь играют родители, уроки истории, факультативные занятия, занятия по интересам. Чем больше человек будет знать о событиях, происходивших на территории его малой родины, страны, тем крепче будет привязанность к родному краю.

С этой целью построена работа объединения по интересам «Историки-краеведы». Ребята изучают историю края начиная с 7-го класса. Это не только исторические события, связанные с военными действиями. Ребята узнают о поступательном развитии промышленности, системы образования, здравоохранения, управления, застройки города. Такая работа позволяет расширить знания учащихся об истории родного края, посеять или укрепить росток любви к Родине.

Данная работа может быть использована при проведении классных часов, мероприятий внеурочной деятельности, включая шестой школьный день.

Цель: ознакомление учащихся с событиями военных лет на территории города и района в годы Великой Отечественной войны; содействие развитию умения работать с дополнительными источниками информации, аргументация своей точки зрения; содействие воспитанию гражданина Беларуси, патриота малой родины, знающего и любящего свой край.

Задачи:

  • обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий;
  • содействовать воспитанию патриотизма, любви к жизни, гуманному отношению ко всему окружающему;
  • содействовать формированию важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств;
  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения новых знаний.

Форма: музейное занятие.

Ход занятия

Звучит музыка «Вставай страна огромная…».

Педагог. Каким событиям посвящена эта песня?

Дети. Событиям Великой Отечественной войны.

Педагог. Что значит «отечественная война»?

Дети. Война за свое Отечество, Родину.

Педагог. Что мы называем своей Родиной?

Дети. Место, которое любишь, где ты родился и где живут родители.

Педагог. Ребята, мы изучаем историю нашей страны с 6-го класса. Вспомните, какие военные события подтверждают тот факт, что мы никогда не нападали первыми, но всегда защищали свою территорию?

Дети. Битвы с крестоносцами, татарами, шведами.

Педагог. Так произошло и во время кровопролитной войны с фашистской Германией, которая напала на Советский Союз в 1941 г. Беларусь в то время входила в состав этого огромного государства.

Нелегкие испытания выпали на долю нашего народа. Отношение гитлеровской Германии к советскому населению существенно отличалось от ее поведения в других европейских странах (Франции, Дании, Нидерландах и др.), где поначалу соблюдалась видимость цивилизованности. Советские граждане сразу были объявлены «недочеловеками», к которым допустимо применение любых карательных мер.

В сентябре 1941 г., когда вся территория Беларуси была захвачена немецко-фашистскими войсками, в неволе оказалось более 7 млн ее жителей. Вермахтом и специально созданными командами СС и СД (полиции безопасности и службы безопасности) с первых дней оккупации производилось уничтожение населения. Уже в июле 1941 г. в Барановичах Гиммлер провел совещание, на котором было принято решение о проведении масштабной операции по очищению территории Брестской области от «враждебных» элементов. Массовое уничтожение людей было поставлено на поток и велось варварскими методами и средствами: применялись расстрелы и виселицы, газовые камеры и сжигание, голод и распространение эпидемий. Это должно было навести страх, подавить попытки сопротивления оккупационному режиму. На территории Беларуси были организованы свыше 260 концентрационных лагерей и иных мест принудительного содержания граждан, где путем создания невыносимых условий фашисты уничтожали людей.

Экскурсия к экспозиции «Геноцид белорусского народа». (Проводят юные экскурсоводы)

Педагог. Ребята, прослушав наших экскурсоводов, ответьте на вопрос: «Откуда стало известно о таких страшных злодеяниях фашистов и огромном количестве жертв?». (Варианты ответов детей)

Педагог. В первую очередь из воспоминаний людей, переживших войну, или участников войны. А сейчас предлагаю вам посмотреть видеовоспоминания М.И. Ивановой. (Обобщение педагогом)

Также сбором и уточнением сведений об уничтожении жителей Беларуси занимается Генеральная прокуратура на основании Закона «О геноциде белорусского народа», подписанного 5 января 2022 г. Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

Прокуратура еще установила огромное количество неучтенных злодеяний фашистов на нашей земле. Полученные в ходе расследования уголовного дела доказательства позволяют утверждать, что масштабы трагедии белорусского народа значительно больше, чем предполагалось ранее. Установлено, что в годы нацистской оккупации на территории Беларуси убито не менее 3 млн мирных граждан и военнопленных, угнано в немецкое рабство более 380 тыс. человек, из которых многие погибли от невыносимых условий эксплуатации. Детей угоняли на принудительные работы, использовали в качестве доноров крови. Разрушено свыше 200 городов, в том числе такие крупные, как Минск, Гомель, Витебск, Полоцк, Орша, Борисов, Слуцк. Сожжено более 9,5 тыс. сел и деревень. Новогрудок был разрушен на 60 %. Белорусский народ защищал свою землю как мог.

От экспозиции «Геноцид белорусского народа» переходим в историко-краеведческий школьный музей.

Педагог. Евгения Левкевич и Елена Малиновская (экскурсоводы музея) расскажут нам, какую борьбу вели жители нашего города и района с врагом. (Возвращаемся в кабинет)

Педагог. Ребята, как называют людей, совершивших подвиг?

Дети. Героями.

Педагог. Можем ли мы сказать, что наши прадедушки и прабабушки — герои?

Дети. Да.

Педагог. Почему?

Дети. Они защищали нашу страну как могли.

Педагог. Совершенно верно.

Педагог. Чтобы увековечить память о наших земляках, некоторые улицы названы их именами. Перед вами лежат книги о нашем городе в период Великой Отечественной войны. Ваша задача — найти, ознакомиться и рассказать нам о таких людях (В. Волчецкий, М. Белуш, Л. Сечко).

(Ответы ребят)

Педагог. Вы справились с заданием, молодцы! Ребята, на доске, как вы уже заметили, записаны два вопроса:

— Что должны сделать люди, чтобы не было войн?

— Что я должен сделать, чтобы не было войны?

Перед вами лежат стикеры. Подумайте, напишите на стикере ваши ответы и прикрепите их под соответствующим вопросом.

Педагог. Итак, какой же выход мы с вами нашли?

Ответы детей. Любить свою страну; служить в армии; защищать свою страну; быть патриотом; уметь вести переговоры; стараться помогать всем; любить не только людей, но и природу; хорошо относиться ко всем людям и т. д.

Педагог. Ребята, вы указали на хорошие качества, которыми должен обладать каждый человек. Но, как видим, это не у всех получается. Сейчас в мире идут войны, гибнут люди. Давайте постараемся быть мирными людьми. Вспомните строчки главной песни нашей страны: «Мы, беларусы — мірныя людзі». Но всегда нужно помнить, что при необходимости надо уметь постоять за свою землю, за свою Родину.

Спасибо, ребята, за работу!

Заключение

У каждого государства есть свои трагические страницы истории. Много таких страниц и в истории Беларуси. Самой страшной трагедией для нашего народа была Великая Отечественная война, которая унесла около 3 млн жизней граждан. Война опалила жизнь каждой семьи. Поэтому белорусы из поколения в поколение стараются сохранить в памяти события военных лет, чтят героев, оказывают помощь ветеранам.

Часть занятия проходила в школьном историко-краеведческом музее, у экспозиции «Геноцид белорусского народа». Также использован текстовый материал дополнительной литературы о нашем крае в годы Великой Отечественной воны, слайды, политическая карта мира и физическая карта Беларуси, отрывок из воспоминаний остарбайтера М.И. Ивановой. Это позволило на более эмоциональном уровне рассказать учащимся о событиях Великой Отечественной войны, происходящих на территории Беларуси и, в первую очередь, на территории Новогрудка. Такая форма занятий помогает ребятам осознанно воспринимать изучаемый материал. В дальнейшем на уроках истории ребята могут аргументировать свою точку зрения, опираясь на материал, с которым они познакомились на занятии.

Ребята продолжили развивать свои навыки работы с дополнительным материалом, картой, умение находить в тексте главное, делать логические выводы, аргументировать свой ответ, умение слушать и слышать, работать в группе.

Татьяна ПРОНКЕВИЧ,
учитель истории и обществоведения,
руководитель историко-краеведческого музея средней школы № 4 Новогрудка

По материалам https://nastgaz.by/.

 

«Народная асвета» рекомендует:

Книги серии «Право на память»