Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


Международный форум, посвященный памяти Чингиза Айтматова,

11-14 декабря 2023 г., г.Бишкек 

 

Мы есть то, что мы помним и ждем.

Ч. Айтматов

 

Чингиз Торекулович Айтматов – не только великий писатель-гуманист, писатель-философ, но и писатель-пророк.

Уже в прошлом столетии Чингиз Айтматов предвидел и предостерегал от современных вызовов 21-го века, призывая к сохранению духовно-нравственных ценностей не только человека как индивидума, но и человечества в целом.

Ни в коем случае нельзя забывать, человек – это не только продукт общества, но и дитя природы. Человек не может выстраивать свою жизнедеятельность, игнорируя законы природы. Совершенствуясь в технологическом развитии, человек изменяет мир. И в свою очередь мир изменяет человека, направляя его на улучшение жизни на Земле.

Поэтому важно особенно у подрастающего поколения формировать духовно-нравственные ценности для дальнейшего развития общества, ответственность перед обществом, природой, собой здесь и сейчас.

Наше будущее происходит из прошлого и присутствует в настоящем. Фундамент духовно-нравственных ценностей находится в прошлом, с развитием общества какие-то ценности выходят на первый план, чтобы, трансформировавшись, но не утратившись, консолидировать человечество в будущем.

Какие же духовно-нравственные ценности мы должны формировать, сохранять, развивать у наших детей – нашего будущего? На многие вопросы ответил в своем творчестве Чингиз Айтматов.

  1. Интеллект, знания, образование.

Человек – пока единственное существо, наделенное интеллектом, позволяющим не только изучить окружающий мир, подчинить его своим потребностям, но и сохранить его. Это взаимозависимые процессы.

Благодаря развитию науки человек меняет мир не только материально, но и на уровне своих мыслей, чувств, сознания. В результате техногенных катастроф у людей приходит осознание того, что изменение окружающего мира может привести к катастрофе для жизни человечества.

  1. Жизнь, смысл жизни, достоинство, права и свободы человека.

Сразу скажем, что современный человек сохранил и развил многие черты, свойственные человеку прежних исторических эпох.

Однако с каждой исторической эпохой и даже с возрастом под воздействием изменяющего мира, накопленного опыта, условий жизни, приобретения новых знаний меняется и человек, меняется его представления о смысле жизни, достоинстве, свободах и правах, о своем предназначении в обществе. В 21-м веке на первое место выходят самовоспитание, самосовершенствование как право и свобода человека.

  1. Традиции, наследие человечества, национальной культуры, общества, семьи. Историческая память. Преемственность.

Мы уже говорили, что настоящее и будущее изменяющего мира невозможно без изучения, сохранения традиций народов, исторической памяти, преемственности среди поколений.

Нашей задачей является передача подрастающему поколению культурных ценностей, накопленных обществом и привития преемственности культурного наследия. В первую очередь, это сохранение исторической памяти, уважение к своей стране, ее истории, духовно-нравственным ценностям человечества, включающим семейные, национальные традиции, основанные на добре, справедливости, гуманности. Что будет способствовать формированию активной жизненной позиции человека, способного реализовать свой потенциал для дальнейшего развития и изменения общества.

  1. Патриотизм, служение Родине, единство народов.

Эти нравственные ценности характеризуют человека в социуме. В понятие патриотизма включается признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов, любовь к Родине, выраженное в созидательном труде на благо ее процветания, защите границ государства.

Но любовь к своей Родине не должна противопоставляться другим народам и государствам. Сила мира, человечества в его единстве. В славянских языках слово «мир» обозначает «общество», например, построим храм всем миром, поможем всем миром. Именно единство народов, принятие духовно-нравственных, культурных ценностей другого народа, способность прийти на выручку, взаимопомощь помогают лучше понимать друг друга, налаживать культурные, экономические связи, бороться с природными катаклизмами.

  1. Отношение к детям и старикам.

Уровень развития духовно-нравственных ценностей общества напрямую, на наш взгляд, характеризуется отношением к самым экономически слабым членам общества – детям и старикам.

Пожилые люди имеют знания, умения, богатый жизненный опыт. Благодаря им, их созидательному труду в обществе создавались материальные блага, сохранялись духовно-нравственные ценности поколения, осуществлялась их передача следующему поколению.

Дети, пока еще не создающие материальных благ, не включенные в производственную деятельность общества, но являющиеся поколением, которое станет продолжателем и развитием духовно-нравственных ценностей общества.

Отдельно хочется сказать об отношении общества к детям с психофизическими особенностями развития. То есть о реализации принципа гуманизма, милосердия, сострадания. И обязательное встраивание таких детей в социум.

 

Заключение

Забвение народом своих культурных традиций непременно приводит к упадку, закату общества. Люди без памяти, лишенные опыта своего народа, исторической перспективы, лишают человечество будущего.

В произведениях Чингиза Айтматова красной нитью проходит мысль о том, как нужно жить. Жить в гармонии с природой и с самим собой, с памятью и совестью. С истинными ценностями: семья, труд, добро. Автор утверждает, что только личность, впитавшая в себя опыт предков и включенная в мировую культуру, способна изменить свое сознание и мир вокруг себя.

Гуманизм и будущее могут победить только в том случае, если люди не потеряют историческую память, не уподобятся манкуртам.

Айтматов убежден в том, что основой мира и согласия на Земле является приверженность разных людей, народов и религий духовно-нравственным ценностям, без которых невозможно достичь единства и справедливости.

Путь к улучшению жизни, к счастью лежит через культуру – знания и позитивное мышление, разумный образ жизни, ответственное поведение людей, духовное совершенство и добросовестный труд.

 

Справочно.

Увидевшая свет в издательстве «Народная асвета» книга Чингиза Айтматова «Буранны паўстанак. І вякуе дзень даўжэй за век» на белорусском языке была презентована:

в Доме дружбы в Минске;

на 47-й Лондонской книжной ярмарке;

на Минской международной книжной выставке-ярмарке;

на Международном круглом столе «Читаем Чингиза Айтматова» в Национальной библиотеке Республики Казахстан в Алматы;

на XVI Международном форуме творческой и научной интеллигенции в Бишкеке;

экземпляры книги были переданы:

в Белорусскую библиотеку имени Франциска Скорины в Лондоне;

в Академию имени Чингиза Айтматова в Лондоне;

в Посольство Кыргызской Республики в Республике Беларусь;

в Посольство Республики Беларусь в Кыргызской Республике;

музею мемориального комплекса «Ата-Бейит» в Бишкеке;

родным Чингиза Айтматова – сыну Эльдару и сестре Розе;

Национальному историческому музею Кыргызской Республики;

Национальной библиотеке Кыргызской Республики им. А.Осмонова.

 

В 2023 году, в год 95-летия со дня рождения знаменитого кыргызского писателя Чингиза Айтматова, в Минске открыли аллею из 26 кленов в парке, названном в его честь. 

В.В.Калистратова

 

Буранны паўстанак. І вякуе дзень даўжэй за век

 Ч. Айтматаў

У сваім рамане сусветна вядомы кіргізскі пісьменнік Чынгіз Айтматаў раскрый багата духоўны свет простага чалавека – чыгуначнага рабочага Едыгея. У лёсе галоўнага героя і іншых персанажаў твора адбіўся лёс савецкай краіны – рэпрэсіі, Вялікая Айчынная вайна, цяжкая пасляваенная праца. Дзеянне рамана развіваецца ў двух напрамках: зямныя падзеі перасякаюцца з касмічнымі. Важнае месца ў творы займае легенда пра маці Найман-Ану і яе сына, які па волі злых людзей стаў манкуртам – бессэнсоўнай і жорсткай істотай, што не памятае сваіх каранёў.

Буранны паўстанак. І вякуе дзень даўжэй за век

 26,03 руб.