Творческое проектирование на уроках обслуживающего труда позволяет не только самовыразиться учащимся, но и овладеть практическими навыками в создании конкретных изделий.
Помимо этого, проектирование, использующееся во внеурочной и урочной деятельности, значительно расширяет и раскрывает творческий потенциал школьников, вносит разнообразие в форму проведения занятий, развивает мотивацию. Обслуживающий труд — отличная платформа для формирования исследовательской компетенции, поскольку всегда носит практико-ориентированный характер.
Активизировать творческие способности учащихся при помощи творческого проектирования актуально на основе школьного раздела “Основы изготовления швейных изделий”, включающего темы, связанные с созданием эскизов, снятием мерок, материаловедением, конструированием, моделированием и технологией изготовления швейного изделия. Задача педагога — продемонстрировать школьникам методы, техники и технологии преобразования и модификации объекта труда, чтобы помочь создать собственный продукт.
Художественный образ, который создается педагогом и учащимися во время творческого проектирования, — это не только конкретная вещь, но и средство выражения художественного видения мира на заданную тематику, что в полной мере позволяет раскрыть художественный замысел работы. Творческая деятельность непосредственно связана с созданием и воспроизведением ряда образов, через которые передается информация. Поэтому при создании коллекции необходимо учитывать современные стилевые направления и модные тенденции, чтобы сделать проектируемую модель актуальной, востребованной и уникальной.
В нашей школе творческое проектирование активно используется на занятиях объединения по интересам “Рукодельница”, где создаются коллекции молодежной одежды и аксессуаров.
Перед началом работы стоит задать себе ряд вопросов: “Что нужно создать?” (например, коллекцию одежды), “Для кого?” (например, для девушки определенного возраста), “Какое назначение у коллекции?” (например, одежда спортивного стиля).
Творческое проектирование — высокоэффективный и перспективный метод работы. Успешное выполнение дизайн-проектов свидетельствует о высоком уровне развития ключевых предметных компетенций учащихся. При выполнении проектов они знакомятся с профессиями художника, дизайнера, модельера-конструктора, швеи, портного, хореографа, режиссера, модели и фотографа, что является неотъемлемой частью профориентационной работы.
Ежегодно наши учащиеся участвуют в различных конкурсах для юных модельеров и дизайнеров, где демонстрируют творческие навыки, которые способствуют формированию профессиональных компетенций. Творческое проектирование через создание дизайн-проектов костюмов было успешно апробировано на городском конкурсе в области моделирования и дизайна одежды Junior Style (2021), городском фестивале детской и молодежной моды “Валенки-шоу” (2022), городском конкурсе юных модельеров “Модный перекресток” (2022), открытом областном фестивале-конкурсе юных модельеров Brest junior fashion (2022, 2023), городском творческом конкурсе “Соблюдаем законы дорог” (2022, 2023) и городском фестивале моды и стиля “LookБуг” (2023).
Алгоритм работы учащегося — этапы творческого проектирования
- ПОИСКОВЫЙ:
— поиск источника вдохновения для создания будущей коллекции (поиск идеи, главной концептуальной мысли, которая затем послужит основой для выбора творческого источника, влияющего на образ будущих изделий);
— выбор темы проекта (тематика, ассортимент, назначение, возрастная категория);
— сбор, изучение и обработка информации, анализ научной, методической и специальной литературы (книги, статьи, журналы, электронные ресурсы, методические рекомендации, видеоуроки и т.п.);
— анкетирование (с целью дальнейшего анализа полученных данных);
— изучение истории и исторических фактов выбранного направления.
- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ:
— выбор стилевого решения для моделей (спортивный, классический, романтический, фантазийный стиль, эклектика — смешение стилей);
— выбор силуэта (прямой, прилегающий, полуприлегающий, силуэт трапеция, овал);
— разработка эскизов коллекции одежды;
— подбор цветового решения моделей (выбор основных (преобладающих) и дополнительных цветов);
— выбор ткани и отделочных материалов, составление конфекционной карты. Учитывается цвет, фактура, волокнистый состав ткани, их гармоничное сочетание, чтобы не разрушить целостность композиции костюма. Необходимо выбрать основные материалы, отделочные и подкладочные (при необходимости), которые усилят форму определенных деталей (воротник, манжеты и т.д.) либо используются для изнаночной стороны изделия, а также утепляющие (синтепон) при создании верхней одежды и аксессуаров;
— выбор композиционного центра (главенствующая часть, доминанта, привлекает внимание массой, дизайном и цветом, вокруг которой строится вся композиция);
— окончательный выбор и оформление эскизов (данный этап подразумевает отбор наиболее удачных эскизов и их доработку с точки зрения технического эскиза с указанием всех конструктивных линий, а также подбор цветовой гаммы и фактуры материалов).
- КОНСТРУКТОРСКИЙ:
— анализ и синтез идей в целях выбора оптимального варианта (доступность, себестоимость, обеспеченность материалами, трудоемкость);
— снятие мерок (в зависимости от изготавливаемого изделия: плечевое, поясное изделие);
— подбор инструментов, приспособлений и оборудования (ножницы, лекала, иглы, швейная, вышивальная и распошивальная машины, оверлок и т.д.);
— подбор ниток и фурнитуры (молнии, пуговицы, кнопки, люверсы, контактные ленты и т.д.);
— выбор деталей, отделок и дополнений (может быть постоянной (вышивка, мережка, кант, машинные строчки, аппликация и т.д.) и съемной (различной формы вставки, воротники, манжеты, пояса, банты, цветы и т.д.);
— подбор швейных ниток (номер, толщина, цвет, состав; швейные нитки при пошиве изделия, как правило, выбираются в тон ткани (за исключением вариантов авторской задумки, когда нитки могут быть контрастными при выполнении отделочных строчек);
— исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна (выбор и обоснование метода конструирования и прибавок);
— построение коллекции (понадобится миллиметровая бумага и чертежные принадлежности. Для разработки изделий чаще всего выбирают единый метод конструирования, поскольку он позволяет довольно точно перенести форму тела человека на плоскость);
— выполнение моделирования чертежа (процесс изменения чертежа в соответствии с выбранным эскизом, внесение конструктивных особенностей);
— изготовление выкройки (вырезание готового чертежа для получения готовых деталей будущего изделия; указать необходимые припуски на всех срезах, направление нити основы).
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ:
— раскрой изделия (вырезание деталей из материала);
— выбор технологии изготовления (разработка и обсуждение технологических операций, последовательности, технических условий);
— пошив изделия с проведением примерки;
— текущий контроль качества швейного изделия;
— окончательное оформление изделия (выполнение влажно-тепловой обработки изделия).
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
— подведение итогов проекта (оценка качества выполнения проекта, контроль, испытание; анализ результатов выполнения проекта; исследование экономической выгоды);
— создание портфолио;
— представление и защита проекта (публичное выступление в формате конференции, дефиле, выставка, презентация, видеообзор и т.д.).
Конструкторский и технологический этапы могут быть исключены, если целью творческого проектирования является только создание эскизов коллекции одежды. А если коллекция планируется отшиваться, в таком случае соблюдается весь алгоритм.
В конструкторском этапе возможно взять готовые выкройки из журналов (“Бурда”, “Ателье”). Это облегчит и ускорит процесс построения и моделирования изделия, если в журнале будет найдена максимально похожая модель изделия. Минусом использования уже готовых выкроек считается ограниченный ассортимент швейных изделий, который предлагает журнал, и отсутствие широкой размерной градации выкроек.
Если эскиз модели богат разнообразием нестандартных деталей и решений, то сконструировать его обычным способом вряд ли получится. На помощь приходит муляжный метод конструирования, который не предусматривает каких-либо расчетов. Суть данного метода заключается в накалывании макетной ткани на манекен с воспроизведением формы и линий модели и повтором изначального эскиза модели изделия. Затем вычерчивают, отмечают булавками или меловыми линиями основные линии деталей. Полученные таким образом первичные выкройки уточняют при раскрое и примерках.
Надежда ЩЕБЕТ,
учитель обслуживающего труда
средней школы № 20 имени Героя Советского Союза Д.М.Карбышева Бреста
По материалам https://nastgaz.by/.