Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


В практику работы учреждений образования в различных предметных областях внедряются мероприятия по сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами, изучению качества атмосферного воздуха. Предлагаем вашему вниманию урок информатики в 9 классе “Ссылки в формулах”.

Место урока в теме: пятый урок в теме “Обработка информации в электронных таблицах”, предыдущий урок — “Форматирование электронной таблицы”, следующий — “Использование стандартных функций”.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

Дидактическая цель урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут:

знать определение понятий “относительная ссылка”, “абсолютная ссылка”, “смешанная ссылка”;

уметь отличать, в каких формулах использованы относительные, абсолютные и смешанные ссылки; определять, как изменятся формулы при копировании в указанные ячейки;

смогут производить расчет затрат на потребление электроэнергии за сутки и за год; выполнять перерасчет стоимости электроэнергии с учетом изученных способов ее рационального использования.

Задачи личностного развития учащихся:

  • создать ситуации, способствующие формированию знаний о путях рацио­нального использования электроэнергии и способах ее экономии посредством выполнения практических заданий за компьютером, реализации интерактивного метода “Броуновское движение”;
  • содействовать формированию компетенции самоопределения через осуществление совместного целеполагания и рефлексии;
  • создать условия для формирования коммуникативных умений посредством применения метода “Броуновское движение”.

Оборудование: учебное пособие “Информатика. 9 класс”, §14 [1]; файл с книгой “Затраты на электроэнергию.xlsx”, лист 1, лист 2; карточки для применения метода “Броуновское движение” (“Способы экономии электроэнергии в быту.docx”).

Ход урока

I этап. Ориентировочно-мотивационный (8 мин)

Педагогическая задача: сформировать у учащихся представление о предстоящей работе на уроке; создать условия для самоопределения учащихся на цель урока и принятие цели.

Предложить учащимся сформулировать тему урока и определить ключевое слово урока, интерпретировав следующий набор букв:

СсыЭлкилеквтроэформунергиялах.

Тема урока. Ссылки в формулах. Ключевое слово — электроэнергия.

Пояснить, что задания урока будут связаны с рациональным использованием электроэнергии в быту. Организовать обсуждение.

  • Приведите хотя бы три аргумента, доказывающих, почему важно рационально расходовать электроэнергию.
  • Перечислите способы экономного использования электроэнергии, которые применяются в вашей семье.
  • К каким последствиям может привес­ти расточительное расходование электроэнергии в быту?
  • Знаете ли вы, как рассчитать стои­мость суточного потребления электро­энергии дома?
  • Как вы думаете, почему мы говорим о рациональном использовании электроэнергии на сегодняшнем уроке?

Пояснить, что сегодня на уроке мы узнаем способы экономного использования электроэнергии в быту, чтобы в дальнейшем использовать их всей семьей, и средствами электронной таблицы сможем рассчитать стоимость суточного потребления электроэнергии дома.

Продемонстрировать на слайде фрагмент таблицы “Затраты семьи на суточное потребление электроэнергии”. Предложить учащимся высказать предположения, какие формулы необходимо ввести в ячейки диапазона F4:F16 для расчета расхода электроэнергии каждым бытовым прибором.

Формулы: F4: =C4*D4*E4; F5: =C5*D5*E5; … F16: =C16*D16*E16.

Обратить внимание, что формулы в ячейках диапазона F4:F16 различаются только номерами строк, имеют одинаковую структуру. В электронной таблице нет необходимости вписывать однотипные формулы в соседние ячейки — их можно копировать. В отличие от текстов и чисел, формулы при копировании меняются. Ссылки в формулах бывают разных видов.

Совместно с учащимися сформулировать цель урока. Предложить им ответить на следующие вопросы.

  • Что вы должны знать к концу урока?

Предполагаемый ответ: виды ссылок в электронных таблицах и их определения.

  • Чему должны научиться в ходе урока?

Предполагаемый ответ: различать ссылки в формулах; применять полученные знания при решении задач.

II этап. Операционно-познавательный (31 мин)

Педагогическая задача: создать ситуации для осуществления фронтальной, парной и индивидуальной познавательной дея­тельности учащихся.

Изучение нового материала

Обратить внимание, что если мы скопируем формулу из ячейки F4 в ячейки диапазона F5:F16, то ссылки на ячейки изменятся относительно перемещения формулы. Такие ссылки называются относительными.

Однако встречаются ситуации, когда в формуле ссылку на некоторую ячейку надо сделать неизменной. Например, при расчете стоимости электроэнергии, расходуе­мой каждым прибором, мы используем тариф за 1 кВт.ч. Тогда в каждой формуле диапазона G4:G16 будет использоваться ссылка на одну и ту же ячейку D2, в которой содержится стоимость за 1 кВт.ч электроэнергии.

G4: =F4*D2; G5: =F5*D2; … G16: =F16*D2.

В формуле G4: =F4*D$2$ ссылка на ячейку D2 будет неизменной. Такие ссылки называются абсолютными. Пояснить, как создать абсолютную ссылку в формуле.

Предложить учащимся, используя материал учебного пособия (c. 87), найти информацию о смешанных ссылках. Сделать акцент на том, что для копирования формулы надо использовать маркер заполнения.

Проверка понимания и закрепление изученного

Предложить учащимся выполнить задание 1. С помощью электронной таблицы провести расчет стоимости суточного потребления электроэнергии каждым прибором и общей стоимости, которую семья тратит на оплату электроэнергии за сутки. Тариф за 1 кВт.ч считать равным
0,1892 руб.

Данные о количестве электроприборов, которые используются семьей в быту, заполнить самостоятельно в соответствии с информацией, подготовленной дома.

Для выполнения задания воспользоваться книгой Затраты на электроэнергию.xls”, лист 1.

Организовать обсуждение результатов и поиск ответа на вопрос “Что мы можем сделать, чтобы уменьшить общую стоимость?”.

Предложить учащимся выполнить задание 2. С по­мощью электронной таблицы провести расчет объема потреб­ляемой электроэнергии и суммы оплаты за месяц и за год. Для выполнения задания воспользоваться книгой Затраты на электроэнергию.xls”, лист 2.

1) В ячейку С5 введите формулу для вычисления объема потребляемой энергии за месяц (разность текущего показания счетчика и показания предыдущего месяца). Скопируйте формулу на диапазон С6:С16.

2) В ячейку D5 введите формулу для вычисления суммы оплаты за месяц (объем потребления * тариф). Скопируйте формулу на диапазон D6:D16.

Обсудить полученные результаты.

  • Почему получились такие большие суммы к оплате за использование электроэнергии?
  • Какой прибор расходует большое количество электроэнергии?
  • Что можно сделать, чтобы сократить расход электроэнергии в общем и каждым прибором в отдельности?

Формирование новых знаний о способах экономии электроэнергии в быту

Используя метод “Броуновское движение”, предложить учащимся карточки по теме “Способы экономного использования электроэнергии в быту”. Каждый учащийся должен ознакомиться с содержанием своей карточки (1 мин) и затем поделиться полученной информацией с максимальным количеством одноклассников (2 мин). В ходе реализации метода учащиеся узнают, как можно рацио­нально использовать электроэнергию в быту.

Предложить учащимся внести изменения в созданные таблицы с учетом изученных возможностей экономии электроэнергии.

Обобщение и систематизация изученного

Организовать обсуждение.

  • Поясните, какая ссылка называется относительной?
  • С какой целью используются абсолютные ссылки?
  • Поясните, как создается абсолютная ссылка, смешанная ссылка.
  • В чем сходство и отличие абсолютных и смешанных ссылок?
  • Как вы думаете, почему важно уметь работать с разными видами ссылок?
  • Какие новые способы рационального использования электроэнергии в быту вы сегодня узнали?
  • Перечислите способы экономного использования электроэнергии, которые вы предложите своей семье.
  • Поясните, для чего нам необходимо знать о рациональном использовании электроэнергии.

Контроль знаний и умений

  1. Верно ли, что заданная в формуле абсолютная ссылка при копировании в другие ячейки не изменяется?

а) Да; б) нет.

  1. Выберите из приведенных формул те, которые содержат только относительные ссылки:

а) = B2^C2;

б) = C4+$D4;

в) = A3+B3*C3;

г) = (С5+А5)*$В$2.

  1. Установите соответствие:

1

Формула

А

Изменить тип
ссылки в формуле

2

Диапазон ячеек

Б

Отредактировать содержимое ячейки

3

F4

В

Запись выражения, по которому выполняется вычисление

4

F2

Г

Группа из нескольких выделенных ячеек

  1. Результатом вычислений в ячейке C1 будет: 

5. В ячейке С3 записана формула. Ее скопировали в выделенные ячейки. Запишите формулы, которые будут в ячейках C4 и D3 с учетом принципа относительной адресации. 

Ключ для самопроверки

  1. а. 2. а, в. 3. 1В; 2Г; 3А; 4Б. 4. 16. 5. C4: =$B4+$A$2; D3: =$B3+$A$2.

III этап. Подведение итогов (4 мин)

Педагогическая задача: создать условия для подведения результатов урока.

Обсудить результаты выполнения тестового задания, провести коррекцию. Предложить учащимся вернуться к цели урока, обсудить, удалось ли ее достичь.

Сделать акцент на том, что принципы рационального использования электро­энергии в быту необходимо соблюдать ежедневно каждому из нас. Кроме того, нужно бережно расходовать и другие виды энергии, что позволит снизить вредное воздействие на окружающую среду.

IV этап. Информация о домашнем задании (1 мин)

Педагогическая задача: создать условия для принятия учащимися домашнего задания.

  • §14, ответить на вопросы 1—4 (с. 88, учебное пособие);
  • выполнить задание за компьютером;
  • продумать правила экономии тепловой энергии в быту.

V этап. Рефлексия (1 мин)

Педагогическая задача: создать условия для проведения рефлексии.

Предложить учащимся закончить предложения.

Сегодня меня удивило…

Я сделал вывод, что…

Урок был бы интереснее, если бы…

Я могу использовать электронную таб­лицу для…

Я могу сказать об энергосбережении…

Светлана ПУЗИНОВСКАЯ,
учитель информатики
средней школы № 4 Дзержинска,
Ольга СЧЕСНОВИЧ,
учитель информатики Воротынской средней школы
Бобруйского района
Фото Натальи КОЛЯДИЧ

Источник: Настаўніцкая газета

 

«Народная асвета» рекомендует:

Умные контейнеры, или Тим против монстра Сорму

 И. А. Токарева

Читая эту книгу, ты попадаешь в настоящий фильм ужасов. Землю пытается захватить монстр Сорму (Мусор). Он распространяется по Земле, загрязняет почву, воздух, воду. Сорму — мутант, который состоит из несоединяемых предметов и материалов. Его можно победить, если разделить мусор на составляющие части. Тим и его друзья узнают эту тайну и спасают город от Сорму. Им помогают умные контейнеры — «Стекло», «Бумага», «Пластик».

Прочитав эту книгу, ты научишься беречь окружающую среду, разделять мусорные отходы и станешь настоящим экологом.

Адресуется детям младшего и среднего школьного возраста.

 Умные контейнеры, или Тим против монстра Сорму

6.50 руб.