Стоит ли переживать, если ребенок начинает поднимать в разговорах совсем недетские темы, и как понять, что ваше чадо подвергалось сексуальному насилию? В этих вопросах корреспондент агентства «Минск-Новости» разбиралась вместе с детским психологом Центра успешных отношений Анной Федорчук.

depositphotos 204810400 s

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos.com

– Как правило, дети, которые пережили сексуальное насилие, застенчивые, замкнутые. От них сложно получить какую-либо информацию, – делится специалист. – О травмирующем опыте несовершеннолетние молчат, так как для них эти темы табуированные и очень болезненные. Дети боятся реакции окружающих людей на их признание. А приоткрывать дверцу в свои проблемные воспоминания чаще всего начинают уже будучи взрослыми.

В качестве примера замалчивания пережитого сексуального насилия А. Федорчук приводит автобиографию американской актрисы Шэрон Стоун. Только перешагнув отметку в 60 лет, медийная личность смогла рассказать матери о том, что в детстве дедушка проявлял нездоровый интерес по отношению к ней и ее сестре.

Более того, значительная часть дел, посвященных педофилии, раскрывается благодаря интернет-разведке правоохранителей или бдительности граждан, а также неосторожности самих преступников. Недавно в СМИ прогремела новость о задержании 58-летнего дворника, который совращал малолетних мальчиков. По словам оперуполномоченного УНиПТЛ КМ ГУВД Минска Сергея Буталевича, никто из жертв мужчины не рассказывал о случившемся взрослым.

Еще раньше в сети появилась информация о том, что правоохранителям удалось задержать 24-летнего жителя столицы, который совратил девочку-подростка. Выявить данный факт милиции помогла интернет-разведка: педофил вступил с жертвой в интимную переписку. Сама девочка, судя по всему, о случившемся молчала.

Но важно помнить, что все индивидуально. Поэтому встречаются и исключения из правил: гиперактивные дети действительно могут начать сигнализировать о том, что их волнует, так как они априори не отличаются сдержанностью и терпеливостью.

– Вообще, упоминания детьми в разговоре каких-то тем интимного характера – не всегда тревожный звоночек. Это не обязательно сигнализирует о том, что ваше чадо могло подвергаться сексуальному насилию. Ведь опыт ребенка накапливается не только из семьи, но и из социального окружения в детском саду, на различных кружках и т. д. Дети могут наблюдать за взаимоотношениями их друзей с родными, случайно натыкаться на какие-то видеоролики в интернете, а увиденное переносить на себя по причине того, что детская психика с подобным контентом не справилась, – рассказывает А. Федорчук.

Однако рассказы ребенка о предполагаемом сексуальном насилии – это в любом случае весомый повод для взрослых насторожиться и обратиться за психологической помощью, как отмечает специалист. Нужно начинать разбираться с тем, в чем заключается источник проблемы.  При этом давить на ребенка, выпытывая, откуда взялись эти познания в темах интимного характера, категорически нельзя. Необходимо отдать предпочтение доброжелательности и спокойствию.

Тут, по словам А. Федорчук, в значительной степени может помочь арт-терапия, так как все страхи и переживания детей обычно начинают просачиваться сквозь рисунки.

Кристина Лосева, Минск-Новости

 

«Народная асвета» рекомендует:

Семейная педагогика

Г. Ф. Вечорко

Учебное пособие содержит восемь тем по основной проблематике семейной педагогики. В форме вопросов и ответов раскрывается сущность семейной педагогики как науки, рассматриваются исторические аспекты семейного воспитания, традиционные средства и методы воспитания детей в семье. Адресуется студентам педагогических специальностей, а также педагогам, психологам, социальным работникам, сотрудникам органов внутренних дел, чья профессиональная деятельность связана с несовершеннолетними, родителям.

Семейная педагогика

25,39 руб.