Одни родители уверены, что их ребенок начнет смотреть мультики не раньше детского сада, а смартфон возьмет в руки только в школе. Другие, наоборот, буквально с пеленок используют все возможности цифровых устройств для развлечения детей. Найти золотую середину между этими крайностями корреспонденту агентства «Минск-Новости» помогала практикующий логопед-дефектолог, блогер и автор пособий по речевому и когнитивному развитию Елена Кравчун.

– Начнем с того, что человек биологически не приспособлен к использованию гаджетов, – считает эксперт.

В нашем мозге нет соответствующей зоны, как, например, для зрения и слуха. Благодаря тысячам лет эволюции у нас есть речевой аппарат и речевой центр в мозге, поэтому ребенок научится издавать звуки, даже если вырастет один в лесу. А вот умение писать и читать — относительно новый навык для человечества, для него тоже еще не сформировалась своя зона.

К гаджетам не готова и зрительная система. Наши предки всматривались вдаль, чтобы заметить хищника или другую опасность по всей ширине горизонта. Просмотр мультфильма на планшете противоположен этому: ребенок фокусируется на одной точке с близкого расстояния, а на экране мельтешат яркие картинки. От нетипичной нагрузки глаза очень устают. Чтобы компенсировать ее, офтальмологи рекомендуют гулять на улице в светлое время не менее двух часов в день и почаще всматриваться вдаль.

Не лучший «собеседник»

Гаджеты таят еще один сюрприз. Если живое общение со взрослым часто заменяет планшет или колонка с «Алисой», ребенку сложнее научиться говорить и коммуницировать с другими людьми.

— С первых месяцев малыш наблюдает, как движется речевой аппарат родителя во время разговора, и учится ему подражать. Позже, когда мама читает ему книгу, он обращает внимание не только на новые слова, но и на ее мимику, интонацию, выразительность и плавность речи. Поэтому важно, чтобы ребенок видел, как взрослый читает и что читает. Ни «Алиса», ни современные мультики, особенно переводные, такого образца для подражания не дают, — поясняет Е. Кравчун.

Мультфильмы могут помешать развитию речи малыша даже тогда, когда он их не смотрит. Часто в семьях с маленькими детьми целый день работает телевизор. Из-за фонового шума и разнообразия звуков ребенок не может уловить отдельных звуков в речи взрослого, а значит, не может их воспроизвести.

Становясь старше, современные дети все меньше общаются вживую и все реже замечают, как выражаются разные эмоции на лице собеседников, как меняется их модуляция голоса и выразительность речи. Из-за обилия гаджетов все сильно упрощается. Последствия у такой ситуации очень отдаленные. «Недостаток живого общения не дает в полной мере развить гибкие навыки: эмпатию, умение договариваться и сотрудничать. Так называемые soft skills важны и сегодня, но станут еще более значимыми в скором будущем, когда вырастет поколение детей, не умеющих понимать других людей и гибко под них подстраиваться, — уточняет логопед.

Не напрягаться — плохо?

Многие цифровые устройства призваны упрощать нашу жизнь. Но если взрослым это экономит время, то детям приносит вред. Вернемся к примеру с книгой. Ребенок слушает текст, смотрит на иллюстрации и артикуляцию взрослого, может задать вопрос и обсудить прочитанное. Ему нужно концентрироваться, чтобы не потерять нить сюжета, и проявлять терпение, чтобы дослушать рассказ. С мультиками же напрягаться не надо, даже наоборот: быстрая смена ракурсов и кадров, яркие цвета, громкие голоса и музыка максимально нагружают сенсорные системы малыша, чтобы он не отвлекся и не заскучал. В итоге зритель получает большую дозу дофамина безо всяких усилий.

— Если ребенок раз за разом получает удовольствие от быстрого контента, система вознаграждения в его мозге постепенно перестает выделять дофамин в ответ на его обычную деятельность по возрасту. Пока таким детям сложно вникнуть в текст или более спокойный мультфильм, это не так заметно. А вот в школе начинаются проблемы: там нужны и усидчивость, и самоконтроль, и целенаправленное внимание, а большие любители гаджетов ими не владеют, — поясняет Е. Кравчун.

С пеленок — в цифровую зависимость

Шокирующий факт: постоянный выброс гормона удовольствия может вызвать цифровую зависимость даже у годовалого малыша. Ведь от любимых песенок или мультиков ему приятно и увлекательно, а критического мышления в этом возрасте нет.

— Когда ребенок регулярно и бурно выражает недовольство от того, что у него забрали гаджет: плачет, бросает вещи — это тревожный звоночек для родителей. Кроме того, у детей, особенно до трех лет, очень сильная потребность в познании мира и игре. Если они всегда выбирают мультик вместо других занятий, тоже стоит задуматься, — комментирует логопед.

Каждый ребенок от природы любознателен и стремится к познанию мира. Эти качества позволили человеческому виду эволюционировать, адаптироваться и приобретать новый опыт. Когда малыш что-то ломает, ковыряет, он проявляет любознательность, тоже получая дозу дофамина. Если же постоянно увлечен гаджетами, у него не будет ни возможности, ни желания исследовать что-то другое.

— Мы познаем мир с помощью разных сенсорных систем: зрения, слуха, обоняния, ощущения тяжести, тактильного и пространственного восприятия. Складывая деревянный пазл, ребенок вертит кусочки руками, рассматривает, ощущает их вес и ребристость, может даже попробовать на зуб. Полученная сенсорная информация помогает ему физически воспринимать окружающий мир. А это — база, на которой в дальнейшем строятся абстрактное мышление и понимание сложных категорий. Тот же пазл можно собрать и на планшете, но как бы ловко юный пользователь ни водил пальцем по экрану, это не перерастет в понимание пространства и усидчивость, — отмечает специалист.

«Я к вам… не пишу»

У постоянного вождения пальцем по экрану есть еще один подводный камень: не развивается мелкая моторика, что затем негативно скажется на письме.

 Этот сложный навык требует хорошей координации. Когда пишем, мы регулируем силу нажима, плавность и наклон ручки, при этом продумываем программу наших действий. А с гаджетом обычно задействован только один палец, не нарабатываются разные способы захвата. Кисть, наоборот, перегружается, ведь смартфоны слишком тяжелые и большие даже для женских рук, не говоря уже о детях. Поэтому для малышей время с гаджетом лучше заменить ковырянием в земле всеми десятью пальцами, — комментирует Е. Кравчун.

Запретить нельзя, разрешить

При всех минусах полностью отказывать детям в гаджетах неправильно, считает специалист. Во-первых, они все равно найдут способ обойти запрет. Родители об этом не будут знать, а значит, не смогут контролировать содержание контента. Во-вторых, когда ребенок «дорвется» до того, в чем ему долго отказывали, то с большей вероятностью попадет в цифровую зависимость. В-третьих, запреты сильно влияют на взаимоотношения в семье. Если старший говорит: «Я не дам тебе телефон, неизвестно, что ты там смотришь», для ребенка становится нормой, что ему не доверяют.

Но самый большой довод в пользу гаджетов — это их важность для социального взаимодействия. Ребенку, особенно подростку, нужно чувствовать себя частью группы и разделять интересы со сверстниками, иначе коллектив будет его отторгать. Поэтому ему нельзя запрещать ни определенные мультики, ни тот же TikTok.

— Не стоит демонизировать гаджеты: они действительно могут научить новому. Например, компьютерные игры развивают у ребенка внимание и сообразительность, если в них он что-то долго ищет или решает головоломки. По приложениям на телефоне хорошо изучать иностранные языки: в них разумно распределена нагрузка и есть своя система поощрения. Но важно помнить про равновесие с другими вариантами деятельности. Чем младше ребенок, тем больше у него должно быть занятий по возрасту и взаимодействия с окружающим миром, — говорит логопед.

Окончательное «да»

В разных странах свои рекомендации по времени, которое детям можно проводить в гаджетах. Но чаще врачи сходятся в том, что знакомство с мультиками и песенками стоит отложить до полутора, а лучше до двух лет малыша. В возрасте от 2 до 5 количество экранного времени не должно превышать часа в день.

— Мне нравится другой подход. Ребенку, который ходит в детский сад, нужно 1,5 часа на общение с близкими, час на свободную игру и час — побыть в тишине и отдохнуть. Итого 3,5 часа в день на то, чтобы отрефлексировать, обдумать и обговорить с родителями события дня, компенсировать нехватку нормального общения и уединения. Если еще остается свободное время, то можно посмотреть мультики 20–40 минут, — рассказывает Е. Кравчун.

Правда, этот идеальный вариант не всегда реален.

– Когда бабушки и дедушки далеко, как обычно происходит? Пришли из сада, покушали, посмотрели телевизор – и спать. Особенно если мама воспитывает ребенка одна: у нее нет альтернативы, кроме как включить мультик и хоть немного отдохнуть после работы. Поэтому каждый родитель должен исходя из собственных обстоятельств решать, сколько экранного времени можно позволить малышу. И не испытывать при этом чувства вины— резюмирует специалист.

Татьяна Трояновская

По материалам https://minsknews.by/.

 

«Народная асвета» рекомендует:

Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности

 В. Ю. Арчаков

В пособии рассматриваются концептуальные подходы к информационной безопасности в Республике Беларусь, вопросы ее правового обеспечения в нашей стране и за рубежом, а также современные технологии средств массовой коммуникации в контексте рисков национальной безопасности.

Актуализирована проблема деструктивного информационного воздействия на подрастающее поколение, описаны условия формирования информационной культуры учащихся.

Пособие адресуется педагогам учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования.

Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности

18.40 руб.