Нельзя сказать, что этот вопрос досконально описан в специальной литературе. Здесь скорее больше вопросов, чем ответов, поскольку все слишком индивидуально. Хочу поделиться опытом работы с семьей в случае запроса на отмену усыновления.

Ко мне обратилась семейная пара, усыновившая мальчика Евгения (имя изменено). Решение родителей удивило, поскольку они усыновили мальчика годовалым и прожили вместе почти 10 лет. Сейчас ребенку 11 лет. Первичная адаптация давно окончена, принятие ребенка проходило спокойно. Семья не находилась на сопровождении у специалистов, за оказанием психологической и коррекционной помощи не обращалась.

Работа с родителями началась с выявления причин и пояснения запроса, что привело к такому решению? Как видится ситуация в будущем? Какую помощь хотели бы получить? Это необходимо для выявления мотивации супругов и определения, есть ли у них личные, семейные ресурсы для изменения сложившейся ситуации без разрыва отношений с усыновленным ребенком.

Из пояснений родителей. На момент усыновления в семье уже было 2 ребенка-инвалида, которые сильно привязались к малышу и полюбили его. У супругов не было различий между биологическими и усыновленным ребенком. Разлад в отношениях начался, когда Женя подрос и его поведение стало отличаться. Родители утверждают, что их ожидания не оправдались, с ребенком стало сложно. Из-за постоянных разбирательств с непослушанием Жени практически не остается времени на биологических детей.

Мальчик стал врать, из вредности часто ломает вещи, у него нет мотивации к обучению, из дома начали пропадать деньги. Кроме того, с Женей перестали общаться друзья и одноклассники.

Возникает ощущение, что у ребенка нет чувства страха, к большинству жизненных ситуаций он относится безразлично. Мальчику сложно попросить прощения за проступки, стимулирование и методы поощрения не приносят желаемого результата. Женя быстро признает ошибку, обещает больше так не делать, но все вскоре повторяется.

Ребенку в 10 лет сообщили о том, что он усыновлен. Родители не заметили эмоциональных и поведенческих изменений в мальчике.

В ходе нескольких встреч с усыновителями сделан вывод, что в семье возникли сложности из-за снижения уровня принятия ребенка со стороны родителей. Сами взрослые связывают это с ухудшением поведения ребенка. Еще одна значимая причина отказа — страх за биологических детей, поскольку они имеют инвалидность и не могут за себя постоять.

Женщина пояснила, что Женя часто заходит в комнаты брата и сестры без разрешения, после чего дети периодически начинают плакать. Она предполагает, что мальчик может специально их обижать, поэтому при индивидуальной работе с Евгением этому вопросу было уделено особое внимание.

Одной из первостепенных задач было выяснить, кто из родителей стал инициатором отказа от усыновления. В ходе бесед стало понятно, что на отказ от ребенка больше настроена мать. Она ощущает, что не осталось сил бороться, потеряла надежду, не ожидает высоких результатов от работы со специалистами. Отец настроен более оптимистично, готов продолжать работать, возлагает большие надежды на помощь специалистов.

Необходимо отметить, что у обоих родителей сохранилась любовь к ребенку, переживание за него, желание быть рядом с ним.

Для подтверждения информации и выводов по результатам бесед все члены семьи, кроме детей-инвалидов, были продиагностированы. Для комплексной оценки эмоционального состояния, уровня тревожности, удовлетворенности жизнью и особенностей детско-родительских отношений проведено обследование по следующим методикам: шкала личностной тревожности А.М.Прихожан, тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин, тесты “Родителей оценивают дети” и “Удовлетворенность семейной жизнью”, социометрия Дж.Морено, “Рисунок семьи”, “Социограмма семьи”.

Результаты диагностики взрослых. У обоих супругов высокий уровень удовлетворенности браком. При этом принятие ребенка на уровне чуть выше среднего. Отец испытывает больше положительных эмоций и возлагает больше надежд на изменение ребенка, чем мать. Женщине сложнее принимать Женю таким, какой есть, смиряться с недостатками его поведения.

У отца преобладает авторитетный стиль воспитания. Он осознает свою важную роль в становлении личности ребенка, трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готов пересматривать свои позиции. Отец требует от ребенка осмысленного поведения и старается помочь ему, чутко относится к его запросам.

У матери преобладают авторитетный и либеральный стили воспитания. Она предоставляет ребенку чуть больше свободы, чаще отменяет наказания, проявляет снисходительность.

В семье преобладает кооперация, то есть оба родителя стремятся к сотрудничеству с ребенком, проявляют заинтересованность в его делах. Взрослые высоко оценивают умственные способности несовершеннолетнего. При этом стараются контролировать все сферы жизни ребенка, иногда проявляют авторитарность, устанавливают строгие дисциплинарные рамки.

Результаты диагностики ребенка. У мальчика повышенный уровень личностной тревожности. Высокие показатели получены по шкалам самооценочной, межличностной, магической тревожности.

Анализ социограммы и рисунка семьи показал, что с отцом у мальчика более доверительные отношения, но и страх наказания с его стороны выше.

В ходе личной беседы Женя старался идеализировать свои взаимоотношения с родителями, поскольку боится, что они от него откажутся. Повышенная тревожность и эмоциональные переживания несовершеннолетнего скорее связаны с тем, что родители открыто сообщили мальчику о возможных изменениях в жизни. Мальчик испытывает положительные чувства ко всем членам семьи, дорожит близостью с ними и боится их потерять. Это ребенок неоднократно подтверждал и в ходе бесед.

Женя ощущает большее принятие и позитивный интерес со стороны отца. Ребенок отмечает средние показатели по шкалам “Директивность”, “Враждебность”, “Автономность”, “Критика”, “Непоследовательность” у обоих родителей.

Стоит отметить, что Женя в классе не отвергнут, как думали усыновители.

Что касается боязни родителей, что Женя может навредить биологическим детям, то мальчик проявляет интерес и хочет общаться с ними, а не испытывает желания причинить вред. В ходе индивидуальной работы с мальчиком стало известно, что в комнату к сестре он заходит, чтобы посмотреть вместе мультики по телевизору, когда лишен их из-за плохого поведения. У брата в комнате его привлекает конструктор, клетка с домашним питомцем, прочие вещи. У мальчика в комнате также есть все необходимое, но он не против поиграть и пообщаться с братом и сестрой, поскольку не понимает, что они не могут этого сделать в силу диагноза.

Еще одна проблема, выявленная в ходе работы с семьей, — общение Жени со сверстниками заканчивается в школе. Мальчик не занят во внеурочное время, не посещает кружки по интересам, спортивные секции, факультативные занятия. В то время как ребенок в ходе беседы выразил желание дополнительно заниматься. Его интересуют шахматы, общение со сверстниками во внеурочное время. Родители пока не готовы отправить ребенка в оздоровительный лагерь, поскольку переживают, что к нему будет много замечаний со стороны педагогического коллектива, детей и родителей.

Усыновители старались не проявлять авторитарности в воспитании — с ребенком постоянно беседовали, давали право выбора, интересовались мнением по определенным вопросам, однако его действия контролировали: во сколько закончились уроки, во сколько пришел домой, сколько денег потратил и на что и т.д. Мальчик не ходил в гости, сверстники к нему домой не приходили. Усыновители старались компенсировать это своим вниманием, постоянно привлекая к совместной деятельности, семейному отдыху, давая поручения по дому, организовывая ситуации, где он мог бы помочь и поучаствовать.

Работа с усыновителями была направлена на понимание ими того, что поведение ребенка связано не с тем, что он хочет навредить, его проступки не на зло и не спланированы заранее. Многие недостатки мальчика свойственны большинству детей такого возраста. Прежде всего нарушения взаимоотношений связаны с несоответствием ожиданий и реальности. Ребенок не может быть идеальным.

Также был подробно рассмотрен вопрос привлечения внимания, поскольку это наиболее частая причина проступков у детей, которые знают, что они не кровные.

С родителями проведена работа, направленная на снятие эмоционального напряжения, переживаний, касающихся дальнейшего взаимодействия и воспитания Жени. Принято решение работать над проблемой, намечены определенные варианты развития событий.

Супругам рекомендовано постараться снизить количество запретов, менее критично относиться к поведению ребенка, максимально организовать его занятость во внеурочное и каникулярное время. При этом не ожидать полного исправления ребенка, быть готовым к тому, что провинности будут встречаться.

В дальнейшем усыновителям рекомендовано попросить помощи у своих родителей. Возможно, мальчик сможет пожить у них несколько дней во время летних каникул, чтобы была возможность сравнить его поведение в другой обстановке. Сначала родители боялись осуждения со стороны окружающих, что это будет выглядеть, будто они решили избавиться от ребенка и отдохнуть от него. Но потом решили, что это хорошая возможность что-то понять и поменять.

Работа с ребенком направлена на повышение его ответственности за свое поведение, самоконтроля и требовательности к себе, мотивации к обучению, профилактику вранья, воровства, снижение уровня тревожности. К работе с несовершеннолетним привлечен педагог-психолог школы, в которой он обучается.

Полученные результаты. Стоит отметить, что родители обратились за помощью до того, как написали официальное заявление на отказ. Работу с семьей можно считать результативной, поскольку возврата ребенка не последовало. Мать и отец в ходе обсуждения пришли к выводу, что многие из нарушений в поведении Жени свойственны большинству детей такого возраста, что мальчик не хочет причинить вреда биологическим детям пары, как это казалось ранее. Они постарались сделать ожидания от ребенка более реалистичными.

В дальнейшем педагогу-психологу учреждения образования поручено следить за эмоциональным состоянием несовершеннолетнего и ситуацией в семье. Родителям рекомендовано при возникновении сложностей в детско-родительских отношениях обращаться за помощью к специалистам в социально-педагогический центр и другим специалистам.

При работе с семьей в случае запроса на возврат ребенка я как специалист осознала всю сложность и ответственность оказания подобной психологической помощи. Наиболее сложно, наверное, было на протяжении всего общения оставаться нейтральным и в то же время разделять тревогу, переживания обратившихся. Не обвинять, но и не оправдывать поведение как взрослых, так и ребенка.

                             Наталья МАНЫЛО,
                                педагог-психолог
ГУО “Социально-педагогический  центр Кореличского района

 

По материалам https://nastgaz.by/.

«Народная асвета» рекомендует:

Семейная педагогика

Г. Ф. Вечорко

Учебное пособие содержит восемь тем по основной проблематике семейной педагогики. В форме вопросов и ответов раскрывается сущность семейной педагогики как науки, рассматриваются исторические аспекты семейного воспитания, традиционные средства и методы воспитания детей в семье. Адресуется студентам педагогических специальностей, а также педагогам, психологам, социальным работникам, сотрудникам органов внутренних дел, чья профессиональная деятельность связана с несовершеннолетними, родителям.

Семейная педагогика

25,39 руб. 

 

 Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания

 Н. А. Залыгина, М. Е. Минова

Пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специальных учебно-воспитательных учреждений, специального лечебно-воспитательного учреждения.

В пособии представлены научно обоснованные и практико-ориентированные модели педагогического взаимодействия с родителями учащихся, требующих повышенного внимания, содержатся теоретические и методические материалы, которые помогут педагогам организовать и осуществить взаимодействие с родителями.

Адресуется учителям, классным руководителям, воспитателям, социальным педагогам и педагогам-психологам.

Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания

23,65  руб.