Новости

 

Дети альфа (поколение альфа) 2010 – 2025

 

Самое молодое поколение, которое появилось после 2010 года. Старшим представителям сейчас только 12 лет, но уже можно сказать, что развиваются они быстрее, чем предшественники. Исследователь Марк МакКриндл предложил назвать их «поколением альфа». Почему? Все просто: латинский алфавит кончился, в науке в таком случае принято переходить к греческому. Это имеет и некий символический подтекст: новый алфавит, новая буква, новое начало.

Альфа с детства пребывают в цифровом мире, для них это естественная среда обитания. Университет Айовы провел исследование и выяснил – к 2 годам 90% детей умеют пользоваться планшетом. Поэтому еще это поколение называют «поколением стекла». «Альфы являются участником непреднамеренного глобального эксперимента. Им с самого младшего возраста вместо пустышек, аниматоров и обучающих книжек предлагают смотреть в экраны», — Марк МакКриндл.

 

Основные черты:

 

- вовлеченность в мир технологий: подрастающие дети не представляют себе жизнь без гаджетов и интернета. Благодаря этому они достаточно мобильны, быстры в принятии решений, восприимчивы к любой информации.

Технологическая грамотность помогает альфа-поколению извлекать из сети максимум информации по любому вопросу. Умение найти и выделить из бесконечного контент-потока важное определяет специфическое потребительское поведение: альфа весьма требовательны к качеству предоставляемых товаров и услуг;

- исследования ученых показывают, что альфа без труда осваивают любой гаджет или смартфон уже к двум годам, а в шесть лет с легкостью овладевают любой современной онлайн-технологией, в том числе интернет-банкингом и сервисами, предлагающими открытие счета. Биткоин или другая, пришедшая ему на смену цифровая валюта, для поколения альфа может стать вполне привычным средством расчетов;

- звездные представители подрастающего альфа-поколения вовлечены в бизнес с раннего детства (не без помощи родителей-«продюсеров»). Согласно исследованиям социологов, средний возраст детей, которые зарабатывают уже неплохие деньги, снижается с каждым годом. Феномен популярности детского блогерского контента можно объяснить тем, что живущие в интернете дети любят наблюдать за жизнью сверстников – виртуальный мир для них ничем не отличается от реального.

Повзрослевшие альфа, возможно, кардинально изменят всеобщую финансовую систему. Не исключено, что они сознательно откажутся от привычной нам офисной работы с пятидневным графиком в пользу фриланса, а физическим визитам в магазин предпочтут заказ продуктов, товаров и услуг через сеть. Исчезнет и бумажная волокита с оформлением бумаг в государственных и банковских учреждениях: всю бюрократию заменят операции при помощи смартфона;

альфа свободно живут в режиме многозадачности, потому что страдают нарушением концентрации внимания. За единицу времени обработать массивы информации и отсеять ненужную можно лишь тогда, когда информация сведена к минимуму. Поэтому любимый формат трансляции — картинка. Без текста или с крупицами текста. А формат восприятия — клиповое мышление. И как результат - невозможность сосредоточиться на одной конкретной проблеме, глубоко ее проработать и сделать выводы. То есть у детей альфа снижена функция синтеза и анализа. Большие тексты им не под силу, они их не дочитывают, убегая в клиповое пространство;

- нет навыков реальной коммуникации. Сегодня мы видим детей, которые даже на детской площадке не могут друг с другом общаться. Школьники на перемене, честно сгрудившись в одну кучку, все равно смотрят в свои мобильные устройства. Двое сидят рядом и между ними происходит диалог: «Я тебе картинку смешную в WhatsApp отправил, посмотри». Второй: «Я тебе ответил». Вот и пообщались. Они не коммуницируют реально, и этот навык постепенно уходит;

альфы не различают эмоции. Это удивительно, но мы не рождаемся со способностью понимать эмоции. Мы этому учимся — через общение, через живые контакты с живыми людьми. Базовые функции эмоционального интеллекта — это распознавание собственных эмоций и управление ими. А как можно управлять тем, чего никогда не видел? Когда львиная доля коммуникации содержится в цифровых плоскостях — с их законами и их сигнальной системой — как научиться по-настоящему радоваться, грустить, обижаться, любить? И главное — как узнать, что ты сам кому-то нравишься, тебе рады, тебя любят? Идет эмоциональное уплощение, обеднение.

Откуда появилось большое количество детей с псевдоаутизмом? Не потому, что у них действительно какие-то аутистические черты, а они просто не знают, как можно по-другому;

альфа живут в мире, где все можно настроить под себя и свои интересы, поэтому ценят индивидуальный подход;

- не видят смысла что-то учить наизусть или запоминать, ведь ответ на вопрос или отрывок из четверостишия всегда можно найти в интернете;

- это поколение тик-тока и видеоконтента. Они активно его потребляют и создают;

- страдает концентрация внимания, поскольку они не склонны долго на чем-то фокусироваться. Им не хватает терпения, они с большой неохотой выполняют монотонные задачи. Сразу возникает вопрос: а зачем мне это? Взрослым приходится аргументировать;

- за день их мозг обрабатывает огромное количество новой информации. И они гораздо более склонны к усталости и выгоранию.

 

Кем хотят стать дети поколения альфа?

 

И здесь речь прежде всего об отношении к высшему образованию. Раньше — хочешь не хочешь — но удовлетворить родительский запрос о завершении вуза был обязан. В результате мы получили целые армии специалистов, не работающих по специальности.

Сегодня альфы к высшему образованию относятся с долей скепсиса: мир трижды поменяется, пока они завершат бакалавриат, не говоря уже о магистратуре. И будут ли полученные навыки востребованы в изменившейся реальности — большой вопрос.

Зато у альф есть совершенно уникальное поле профориентации: профильные школьные классы, индивидуальные и групповые тренинги, мощная психологическая поддержка и лояльность родителей. У ребенка появился больший диапазон личного выбора. Это большой плюс поколения. Однако полностью сбрасывать со счетов высшее образование опасно. Ведь это именно тот фундамент, на котором строится научно-технический прогресс, плодами которого так хорошо умеют пользоваться альфы.

 

Что делать учителям?

 

Передовые воспитатели, понимая необходимость развития эмоциональной сферы, уже в ясельных группах «проговаривают» с детьми все чувства: «Что сейчас произошло? Что ты чувствуешь? Ты разозлился? Почему? А как еще можно было отреагировать?» То есть это работа. И далеко не все сразу могут распознать, например, нулевое значение страха по стобалльной шкале, где страх — это 50, а ужас — 100. Возможно, дети альфа пытаются самостоятельно выработать этот механизм распознавания. Об этом говорит тип контента, который у них в почете, — совершенно бессмысленные для нас видеоролики, где как бы ничего не происходит, а мальчик просто едет на самокате и транслирует восторг. Они могут до бесконечности «залипать» на такое видео — быть может, так они учатся чувствовать и понимать эмоцию?

Обучение надо начинать с родителей. К примеру, нивелировать вред от клипового мышления и неумения концентрироваться можно, если час в неделю посвятить чтению книги с последующим обсуждением. Вы вместе будете развивать и синтез, и анализ.

Распознавать эмоции научат мама и папа, которые будут не зависать в смартфонах, а проговаривать с ребенком все чувства и бытовые ситуации.

Оптимальным временем проведения занятия в школе считается 25-30 минут, дальше альфам трудно слушать и воспринимать материал. Важно учитывать эти особенности и переключать внимание. Предлагать несколько видов активности, чтобы сохранить заинтересованность: использовать технологии, например, дополненную реальность, видеоролики. Урок строить блоками – 10 минут рассказа, просмотр видео, практика. В конце урока можно предложить игру или квест с заданиями.

Очевидно, что детям необходимы новые подходы в обучении: вовлечение в проекты, исследования, конструирование. Успешно взаимодействовать с ними можно только через интерес. Но по-прежнему важно использовать и традиционные приемы – учить самостоятельно размышлять и анализировать, выстраивать причинно-следственные связи, понимать смысл поступков героев литературных произведений.

 

По материалам интернет-источников