Чем занять свое чадо, если танчики онлайн или бесконечный просмотр роликов на YouTube вас не устраивают? С подборкой секций для детей разных темпераментов вы можете ознакомиться в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Кружки — тема чрезвычайно актуальная в связи с наступлением учебного года, ведь в перерывах между усердным штудированием учебников ребенку надо будет на что-то отвлекаться, дабы восстановить баланс сил. Итак, куда же пристроить своего ребенка, если при виде всех доступных вариантов разбегаются глаза?
Плавание
Посещение кружка по плаванию вполне можно приравнять к оздоровительным мероприятиям. Многие врачи советуют данную секцию ребятам, страдающим сколиозом, так как плавание способствует укреплению и расслаблению опорно-двигательной системы. В воде суставы, как и позвоночник, избавляются от компрессионной нагрузки.
Кроме этого, плавание улучшает координацию, а также работу легочной системы, укрепляет иммунитет, способствует развитию всех мышц организма. Такая секция подойдет для активных ребят — посещение бассейна позволит им выплеснуть накопившуюся энергию и расслабиться.
Гимнастика
Данный вид спорта — это не только эффектные выступления на соревнованиях, но и совершенствование функции вестибулярного аппарата, укрепление мышечной системы, развитие силы и выносливости. Да, на костюмы для выступлений придется потратиться, но это как минимум экономнее секции по хоккею, где для ребенка необходимо закупать всю экипировку в довесок с клюшкой.
Командный спорт
Классикой вполне себе можно назвать командные виды спорта: футбол, баскетбол, волейбол и далее по списку. Соревновательный элемент станет для ребенка своеобразным запалом. К тому же на данном поприще можно легко завести друзей — речь о невольном сближении за счет того, что вся команда работает на одну цель. Такие секции помогают ребятам развить ловкость, дисциплинированность, быстроту реакции, умение чувствовать себя и свое тело и т. д.
Танцы
Не менее популярный вариант коротания досуга для детей — посещение секции по танцам: от спортивно-бальных до хип-хопа и брейк-данса. Это не только прекрасный способ самовыражения, но и полезное занятие с точки зрения укрепления организма. Танцы развивают пластику и гибкость, ловкость, «мышечную память», быстроту реакции, а также улучшают работу легких и сердца.
Музыка
Для творческих ребят удивительной находкой станет музыкальная школа или соответствующие кружки, где при поддержке опытного инструктора ребенок спокойно сможет овладеть игрой на том или ином инструменте. Своей популярности с течением времени не теряет классическая гитара, также дети и родители все чаще обращают внимание на синтезатор. Плюс этих инструментов заключается в том, что тут не нужна такая «прокаченная» дыхательная система, как для игры на флейте или трубе. В добавок к этому они достаточно компактные, в отличие от той же барабанной установки или виолончели.
Но все это сугубо индивидуально, и подобрать ребенку нужный музыкальный инструмент можно в зависимости от его личностных характеристик — с этим нередко помогает преподаватель.
Рисование
Из более спокойных занятий детям доступно рисование. Плюс посещения данного кружка заключается в том, что он развивает воображение и креативность, мелкую моторику рук, а также пространственный интеллект, снимает стресс. Эти же преимущества характерны для лепки из пластилина или соленого теста, гончарного ремесла, рукоделия. Да и вероятность как-либо травмироваться здесь сведена к минимуму, в отличие от участия в спортивных играх.
Робототехника
Для детей, которые с раннего возраста интересуются совсем, казалось бы, не детскими темами, в частности наукой, инженерными технологиями, программированием, есть возможность начать посещать школу робототехники. Под руководством квалифицированных специалистов ребенок сможет глубже изучить интересующие его вопросы и расширить свои знания в упомянутой сфере.
Для кого-то идея сконструировать собственного робота в столь юном возрасте все еще остается чем-то на грани фантастики. Но мечта вполне может стать реальностью, если приложить к этому достаточно усилий и прислушиваться к рекомендациям наставника.
Актерское мастерство
Не менее притягательным вариантом кажется студия актерского мастерства.
Артистичность и харизматичность обычно проявляются с раннего детства, и если родители замечают подобное за своим ребенком, то весьма разумным вариантом будет поддержать чадо в его рвениях проявить себя. Посещение соответствующей школы поможет ребенку поставить сценическую речь, попробовать себя в разных ролях, развить навыки командной работы, изучить собственное тело и его возможности, а также преодолеть страх публичных выступлений (если он имеется).
Преподаватели актерских курсов и школ не только обучают детей нюансам самопрезентации, но и работают над снятием как телесных, так и психологических зажимов ребенка. А это может стать полезным приобретением и за пределами сцены, в повседневной жизни.
Картинг и скалодром
Из нестандартных вариантов можно остановиться на не теряющем популярность картинге или на покорении вершин на столичных скалодромах. Такие секции прекрасно подойдут для тех, кто с раннего детства тянется к экстриму. При этом и за безопасность ребенка можно не переживать — с ним будут работать опытные специалисты. К тому же сейчас и трассы для картинга, и скалодромы оборудованы таким образом, что травмироваться во время проведения занятий практически нереально.
Блогинг
Еще одна интересная опция для детей — это курсы по блогингу. Речь, конечно, не совсем о кружке, но форматы схожи. Учитывая, сколько на просторах социальных сетей появилось подростков, желающих построить успешное будущее в сфере блогерства, тема как никогда актуальна.
Проблема в том, что у начинающих ютюберов или тиктокеров есть зачастую только желание развиваться в данном направлении, но технические навыки, откровенно говоря, хромают. Специализированные курсы помогают понять, с чего и как начать, чтобы через энное количество времени «выстрелить» — а этого, уж поверьте, желают многие, особенно на ранней стадии юношеского максимализма (12–15 лет).
Специалисты, ведущие эти курсы, обучают детей написанию сценариев и подготовке сюжетов для видеороликов, грамотному построению речи, умению достойно выглядеть в кадре, монтажу отснятого материала, раскрутке блогов и способам привлечения подписчиков и т. д.
Прекрасная возможность занять ребенка тем, что ему действительно будет интересно. Плюс ко всему, помимо индивидуального обучения, есть и групповое, соответственно, велика вероятность того, что уже на старте каждый из ребят сможет заручиться поддержкой единомышленников.
Кристина Лосева
Што галоўнае ў рабоце педагога дадатковай адукацыі? Прафесійнымі сакрэтамі падзялілася Аксана Вайкшнарыс
У кожным дзіцяці жыве мастак. Застацца ім можа дапамагчы толькі настаўнік. Прынамсі, так лічыць кіраўнік узорнай студыі “Арт-лялька” Цэнтра творчасці дзяцей і моладзі Дзяржынскага раёна Аксана Вайкшнарыс, паведамляе карэспандэнт “Настаўніцкай газеты”.
Сёння студыю “Арт-лялька” наведваюць 140 дзяцей з усяго Дзяржынскага раёна. Самаму маленькаму мастаку, які прыходзіць вучыцца творчасці да Аксаны Вайкшнарыс, толькі споўнілася тры гады. З такімі малышамі настаўніца займаецца па асобным кірунку — малюе пяском, а таксама прымяняе нетрадыцыйныя метады: кляксаграфію, манатыпію, царапкі і інш.
— У рабоце педагога дадатковай адукацыі самае галоўнае — захаваць у дзіцяці непасрэднасць, адкрытасць і жаданне пазнаваць усё новае і нязведанае, — дзеліцца прафесійнымі сакрэтамі Аксана Вайкшнарыс. — Калісьці мой выкладчык з мастацкай школы Уладзімір Іванавіч Шчарбін гаварыў, што гэта нам, дарослым, трэба вучыцца ў дзяцей. Ім нельга навязваць сваё меркаванне, лепш прыслухацца да таго, што хвалюе хлопчыкаў і дзяўчынак. Тыя ідэі, што часам прыходзяць ім у галаву, дарослы ніколі не змог бы прыдумаць. Чым меншае дзіця, тым яно больш свабоднае, больш актыўнае. Калі сталеем, мы пачынаем замыкацца ў сабе, фантазія становіцца бяднейшай. Старэйшых навучэнцаў стараюся разварушыць, запаліць, бо ў іх таксама ёсць здольнасці да творчасці.
Тых дзетак, якім спаўняецца пяць гадоў, Аксана Вайкшнарыс пераводзіць у аб’яднанне па інтарэсах “Маленькі дызайнер”. Спрабуючы сябе ў маляванні, лепцы, аплікацыі, яны вызначаюцца, у якім кірунку будуць далей развівацца. У шэсць гадоў навучэнцы пераходзяць у “Арт-ляльку”, дзе твораць да таго моманту, пакуль не адчуюць, што ўжо выраслі ў сваёй творчасці.
— З дзецьмі 13—16 гадоў, якія хочуць звязаць сваю будучую прафесію з мастацтвам, з бягучага навучальнага года мы пачалі рэалізацыю прафарыентацыйнага праекта, — адзначае Аксана Вайкшнарыс. — Ён накіраваны на падрыхтоўку да паступлення. Заняткі з такімі дзецьмі — гэта высокапрафесійныя ўрокі, падчас якіх займаемся кампазіцыяй, жывапісам. Усе яны хочуць стаць дызайнерамі ці педагогамі па дэкаратыўна-прыкладной творчасці.
Разам з падрыхтоўкай старэйшых вучняў да паступлення Аксана Вайкшнарыс дапамагае дзецям прымаць удзел у шматлікіх абласных і рэспубліканскіх конкурсах. Педагог ведае, наколькі важнай для вучняў з’яўляецца яе падтрымка і іх перамогі. Як калісьці і яе настаўнікі, яна таксама стараецца заўсёды дапамагаць сваім выхаванцам. Штогод удзельнікі ўзорнай студыі “Арт-лялька” прывозяць у Дзяржынскі раён больш чым 60 узнагарод з рэспубліканскіх і міжнародных конкурсаў.
— Калі вучылася ў мастацкай школе, пастаянна прывозіла ўзнагароды са шматлікіх конкурсаў. Помню, як прыемна, калі станавілася лепшай, — успамінае педагог. — Хочацца, каб і мае вучні адчувалі тое ж, каб былі задаволены сабой і сваімі работамі.
У міжнародным конкурсе жывапісу і графікі “На сваёй зямлі” мастакі арт-студыі “Лялька” прымаюць удзел ужо 10 гадоў і заўсёды атрымліваюць дыпломы пераможцаў. Сёлета з 13 работ, якія трапілі ў фінал прэстыжнага мастацкага спаборніцтва, пераможцамі сталі восем. Тым, хто займаецца ў “Арт-ляльцы”, падабаецца конкурсная дзейнасць. Як толькі заканчваецца адзін конкурс, дзеці прыходзяць да настаўніцы і цікавяцца, калі будзе наступны. Аксана Вайкшнарыс упэўнена, што жаданне тварыць і працаваць вельмі важнае для будучых мастакоў.
На пытанне, што рабіць, калі ў дзяцей няма натхнення маляваць, педагог гаворыць, што прапануе ім заплюшчыць вочы і маляваць звычайныя калякі-малякі, усё, што прыйдзе ў галаву, не звяртаючы
ўвагі на тэму ўрока.
— Калі ўсё гатова, мы расплюшчваем вочы і спрабуем разгледзець у тых каляках-маляках вобразы, якія атрымаліся, — дзеліцца суразмоўніца. — Часам сярод іх можна знайсці многа цікавага. Пасля такую работу дапрацоўваем і атрымліваем карціну, з якой можна нават у конкурсе паўдзельнічаць, што мы і робім. У мінулым навучальным годзе ў нас было 114 абласных, 111 рэспубліканскіх і 118 перамог на міжнародных мастацкіх конкурсах. Пачынаючы новы навучальны год, заўсёды імкнуся прыдумаць нешта новае, каб выклікаць у дзяцей энтузіязм і жаданне рабіць гэты свет пры дапамозе фарбаў і пэндзля больш яркім і каляровым.
Наталля САХНО
Более 85 тыс. детей получали дополнительное образование в Минске в 2022 году
В 2022 г. в столице 11,1 тыс. детей занимались в детских школах искусств и 74 тыс. ребят — в центрах, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Главное статистическое управление столицы.

Фото носит иллюстративный характер
Согласно данным Белстата, в республике функционировало 257 дворцов: в 30,8 тыс. объединений по интересам занимались 369,3 тыс. человек. Наибольшее количество учащихся — более 168 тыс. — ходили в художественные кружки, а наименьшее — в культурно-досуговые объединения.
В то же время в начальных школах столицы обучались 1 719 учеников, еще 223 — в одной базовой школе. Среднее образование получали 219 983 ребенка. При этом 98,2 % детей получали знания на русском языке. В две смены занятия проходили в 150 школах. Экстерном получили свидетельство об общем базовом образовании 49 учеников, об общем среднем — 289 учащихся.
Виктория Аль Али
По материалам https://minsknews.by/, https://nastgaz.by/.