В практику работы учреждений образования в различных предметных областях внедряются мероприятия по сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами, изучению качества атмосферного воздуха. Предлагаем вашему вниманию урок информатики в 9 классе “Ссылки в формулах”.
Место урока в теме: пятый урок в теме “Обработка информации в электронных таблицах”, предыдущий урок — “Форматирование электронной таблицы”, следующий — “Использование стандартных функций”.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков.
Дидактическая цель урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут:
знать определение понятий “относительная ссылка”, “абсолютная ссылка”, “смешанная ссылка”;
уметь отличать, в каких формулах использованы относительные, абсолютные и смешанные ссылки; определять, как изменятся формулы при копировании в указанные ячейки;
смогут производить расчет затрат на потребление электроэнергии за сутки и за год; выполнять перерасчет стоимости электроэнергии с учетом изученных способов ее рационального использования.
Задачи личностного развития учащихся:
- создать ситуации, способствующие формированию знаний о путях рационального использования электроэнергии и способах ее экономии посредством выполнения практических заданий за компьютером, реализации интерактивного метода “Броуновское движение”;
- содействовать формированию компетенции самоопределения через осуществление совместного целеполагания и рефлексии;
- создать условия для формирования коммуникативных умений посредством применения метода “Броуновское движение”.
Оборудование: учебное пособие “Информатика. 9 класс”, §14 [1]; файл с книгой “Затраты на электроэнергию.xlsx”, лист 1, лист 2; карточки для применения метода “Броуновское движение” (“Способы экономии электроэнергии в быту.docx”).
Ход урока
I этап. Ориентировочно-мотивационный (8 мин)
Педагогическая задача: сформировать у учащихся представление о предстоящей работе на уроке; создать условия для самоопределения учащихся на цель урока и принятие цели.
Предложить учащимся сформулировать тему урока и определить ключевое слово урока, интерпретировав следующий набор букв:
СсыЭлкилеквтроэформунергиялах.
Тема урока. Ссылки в формулах. Ключевое слово — электроэнергия.
Пояснить, что задания урока будут связаны с рациональным использованием электроэнергии в быту. Организовать обсуждение.
- Приведите хотя бы три аргумента, доказывающих, почему важно рационально расходовать электроэнергию.
- Перечислите способы экономного использования электроэнергии, которые применяются в вашей семье.
- К каким последствиям может привести расточительное расходование электроэнергии в быту?
- Знаете ли вы, как рассчитать стоимость суточного потребления электроэнергии дома?
- Как вы думаете, почему мы говорим о рациональном использовании электроэнергии на сегодняшнем уроке?
Пояснить, что сегодня на уроке мы узнаем способы экономного использования электроэнергии в быту, чтобы в дальнейшем использовать их всей семьей, и средствами электронной таблицы сможем рассчитать стоимость суточного потребления электроэнергии дома.
Продемонстрировать на слайде фрагмент таблицы “Затраты семьи на суточное потребление электроэнергии”. Предложить учащимся высказать предположения, какие формулы необходимо ввести в ячейки диапазона F4:F16 для расчета расхода электроэнергии каждым бытовым прибором.
Формулы: F4: =C4*D4*E4; F5: =C5*D5*E5; … F16: =C16*D16*E16.
Обратить внимание, что формулы в ячейках диапазона F4:F16 различаются только номерами строк, имеют одинаковую структуру. В электронной таблице нет необходимости вписывать однотипные формулы в соседние ячейки — их можно копировать. В отличие от текстов и чисел, формулы при копировании меняются. Ссылки в формулах бывают разных видов.
Совместно с учащимися сформулировать цель урока. Предложить им ответить на следующие вопросы.
- Что вы должны знать к концу урока?
Предполагаемый ответ: виды ссылок в электронных таблицах и их определения.
- Чему должны научиться в ходе урока?
Предполагаемый ответ: различать ссылки в формулах; применять полученные знания при решении задач.
II этап. Операционно-познавательный (31 мин)
Педагогическая задача: создать ситуации для осуществления фронтальной, парной и индивидуальной познавательной деятельности учащихся.
Изучение нового материала
Обратить внимание, что если мы скопируем формулу из ячейки F4 в ячейки диапазона F5:F16, то ссылки на ячейки изменятся относительно перемещения формулы. Такие ссылки называются относительными.
Однако встречаются ситуации, когда в формуле ссылку на некоторую ячейку надо сделать неизменной. Например, при расчете стоимости электроэнергии, расходуемой каждым прибором, мы используем тариф за 1 кВт.ч. Тогда в каждой формуле диапазона G4:G16 будет использоваться ссылка на одну и ту же ячейку D2, в которой содержится стоимость за 1 кВт.ч электроэнергии.
G4: =F4*D2; G5: =F5*D2; … G16: =F16*D2.
В формуле G4: =F4*D$2$ ссылка на ячейку D2 будет неизменной. Такие ссылки называются абсолютными. Пояснить, как создать абсолютную ссылку в формуле.
Предложить учащимся, используя материал учебного пособия (c. 87), найти информацию о смешанных ссылках. Сделать акцент на том, что для копирования формулы надо использовать маркер заполнения.
Проверка понимания и закрепление изученного
Предложить учащимся выполнить задание 1. С помощью электронной таблицы провести расчет стоимости суточного потребления электроэнергии каждым прибором и общей стоимости, которую семья тратит на оплату электроэнергии за сутки. Тариф за 1 кВт.ч считать равным
0,1892 руб.
Данные о количестве электроприборов, которые используются семьей в быту, заполнить самостоятельно в соответствии с информацией, подготовленной дома.
Для выполнения задания воспользоваться книгой “Затраты на электроэнергию.xls”, лист 1.
Организовать обсуждение результатов и поиск ответа на вопрос “Что мы можем сделать, чтобы уменьшить общую стоимость?”.
Предложить учащимся выполнить задание 2. С помощью электронной таблицы провести расчет объема потребляемой электроэнергии и суммы оплаты за месяц и за год. Для выполнения задания воспользоваться книгой “Затраты на электроэнергию.xls”, лист 2.
1) В ячейку С5 введите формулу для вычисления объема потребляемой энергии за месяц (разность текущего показания счетчика и показания предыдущего месяца). Скопируйте формулу на диапазон С6:С16.
2) В ячейку D5 введите формулу для вычисления суммы оплаты за месяц (объем потребления * тариф). Скопируйте формулу на диапазон D6:D16.
Обсудить полученные результаты.
- Почему получились такие большие суммы к оплате за использование электроэнергии?
- Какой прибор расходует большое количество электроэнергии?
- Что можно сделать, чтобы сократить расход электроэнергии в общем и каждым прибором в отдельности?
Формирование новых знаний о способах экономии электроэнергии в быту
Используя метод “Броуновское движение”, предложить учащимся карточки по теме “Способы экономного использования электроэнергии в быту”. Каждый учащийся должен ознакомиться с содержанием своей карточки (1 мин) и затем поделиться полученной информацией с максимальным количеством одноклассников (2 мин). В ходе реализации метода учащиеся узнают, как можно рационально использовать электроэнергию в быту.
Предложить учащимся внести изменения в созданные таблицы с учетом изученных возможностей экономии электроэнергии.
Обобщение и систематизация изученного
Организовать обсуждение.
- Поясните, какая ссылка называется относительной?
- С какой целью используются абсолютные ссылки?
- Поясните, как создается абсолютная ссылка, смешанная ссылка.
- В чем сходство и отличие абсолютных и смешанных ссылок?
- Как вы думаете, почему важно уметь работать с разными видами ссылок?
- Какие новые способы рационального использования электроэнергии в быту вы сегодня узнали?
- Перечислите способы экономного использования электроэнергии, которые вы предложите своей семье.
- Поясните, для чего нам необходимо знать о рациональном использовании электроэнергии.
Контроль знаний и умений
- Верно ли, что заданная в формуле абсолютная ссылка при копировании в другие ячейки не изменяется?
а) Да; б) нет.
- Выберите из приведенных формул те, которые содержат только относительные ссылки:
а) = B2^C2;
б) = C4+$D4;
в) = A3+B3*C3;
г) = (С5+А5)*$В$2.
- Установите соответствие:
1 |
Формула |
А |
Изменить тип |
2 |
Диапазон ячеек |
Б |
Отредактировать содержимое ячейки |
3 |
F4 |
В |
Запись выражения, по которому выполняется вычисление |
4 |
F2 |
Г |
Группа из нескольких выделенных ячеек |
- Результатом вычислений в ячейке C1 будет:
5. В ячейке С3 записана формула. Ее скопировали в выделенные ячейки. Запишите формулы, которые будут в ячейках C4 и D3 с учетом принципа относительной адресации.
Ключ для самопроверки
- а. 2. а, в. 3. 1В; 2Г; 3А; 4Б. 4. 16. 5. C4: =$B4+$A$2; D3: =$B3+$A$2.
III этап. Подведение итогов (4 мин)
Педагогическая задача: создать условия для подведения результатов урока.
Обсудить результаты выполнения тестового задания, провести коррекцию. Предложить учащимся вернуться к цели урока, обсудить, удалось ли ее достичь.
Сделать акцент на том, что принципы рационального использования электроэнергии в быту необходимо соблюдать ежедневно каждому из нас. Кроме того, нужно бережно расходовать и другие виды энергии, что позволит снизить вредное воздействие на окружающую среду.
IV этап. Информация о домашнем задании (1 мин)
Педагогическая задача: создать условия для принятия учащимися домашнего задания.
- §14, ответить на вопросы 1—4 (с. 88, учебное пособие);
- выполнить задание за компьютером;
- продумать правила экономии тепловой энергии в быту.
V этап. Рефлексия (1 мин)
Педагогическая задача: создать условия для проведения рефлексии.
Предложить учащимся закончить предложения.
Сегодня меня удивило…
Я сделал вывод, что…
Урок был бы интереснее, если бы…
Я могу использовать электронную таблицу для…
Я могу сказать об энергосбережении…
Светлана ПУЗИНОВСКАЯ,
учитель информатики
средней школы № 4 Дзержинска,
Ольга СЧЕСНОВИЧ,
учитель информатики Воротынской средней школы
Бобруйского района
Фото Натальи КОЛЯДИЧ
Источник: Настаўніцкая газета
«Народная асвета» рекомендует:
Умные контейнеры, или Тим против монстра Сорму
И. А. Токарева
Читая эту книгу, ты попадаешь в настоящий фильм ужасов. Землю пытается захватить монстр Сорму (Мусор). Он распространяется по Земле, загрязняет почву, воздух, воду. Сорму — мутант, который состоит из несоединяемых предметов и материалов. Его можно победить, если разделить мусор на составляющие части. Тим и его друзья узнают эту тайну и спасают город от Сорму. Им помогают умные контейнеры — «Стекло», «Бумага», «Пластик».
Прочитав эту книгу, ты научишься беречь окружающую среду, разделять мусорные отходы и станешь настоящим экологом.
Адресуется детям младшего и среднего школьного возраста.
6.50 руб.